Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2022
S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 49 Остановимся на требованиях постановления Правительства РФ от 15.11.2014 г. № 1208, в соответствии с которым физические лица, следующие либо находящиеся на объекте транспортной инфраструктуры или транспорт- ном средстве (ОТИ или ТС), обязаны: а) осуществлять проход (проезд) в зону транс- портной безопасности в соответствии с прави- лами проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обес- печения транспортной безопасности, включаю- щими перечень необходимых документов, уста- навливаемыми Минтрансом России по согласо- ванию с МВД России и ФСб России; б) выполнять требования сил обеспечения транспортной безопасности, направленные на обеспечение транспортной безопасности, а также не предпринимать действий, препят- ствующих выполнению ими служебных обязан- ностей; в) информировать силы обеспечения транс- портной безопасности о событиях или дей- ствиях, создающих угрозу транспортной без- опасности ОТИ или ТС. Кроме того, физическим лицам, следующим либо находящимся на ОТИ или ТС, запрещается: а) проносить (провозить) в зону транспортной безопасности предметы и вещества, запрещен- ные или ограниченные для перемещения на ОТИ или ТС; б) препятствовать функционированию техниче- ских средств обеспечения транспортной без- опасности, расположенных в зоне транспортной безопасности; в) принимать материальные объекты для их перевозки на транспортном средстве без уве- домления сил обеспечения транспортной без- опасности и прохождения процедуры досмотра; г) совершать действия, создающие препятствия (в том числе с использованием транспортных и других технических средств) функционирова- нию транспортного средства или ограничиваю- щие функционирование объектов транспортной инфраструктуры, включая распространение заведомо ложных сообщений о событиях или действиях, создающих угрозу транспортной безопасности ОТИ или ТС, а также действия, направленные на повреждение (хищение) эле- ментов ОТИ или ТС, которые могут привести их в негодное для эксплуатации состояние либо состояние, угрожающее жизни или здоровью персонала субъекта транспортной инфраструк- туры или подразделения транспортной безопас- ности, пассажиров и других лиц; д) передавать сторонним лицам документы, предоставляющие право прохождения процеду- ры досмотра в особом порядке, для прохода (проезда) в зону транспортной безопасности; е) осуществлять проход (проезд) в зону транс- портной безопасности ОТИ или ТС вне (в обход) установленных субъектом транспортной инфра- структуры или перевозчиком проходов (про- ездов); ж) предпринимать действия, имитирующие подготовку к совершению либо совершение актов незаконного вмешательства в деятель- ность ОТИ или ТС; з) использовать пиротехнические изделия без разрешения лица, ответственного за обеспече- ние транспортной безопасности на ОТИ или ТС. Таким образом, мы видим, что работники служб безопасности имеют законные основания требовать тех или иных действий со стороны пассажиров, если эти действия направлены на обеспечение транспортной безопасности. Еще раз стоит упомянуть, что данные требова- ния относятся не только к пассажирам, но и ко всем лицам, которые находятся на объекте транспорта, будь то провожающий или человек, решивший воспользоваться услугами банкома- та на территории объекта. Приказом Минтранса России от 23.07.2015 г. № 227 пассажиры также наделены кругом обя- занностей при соблюдении договора перевозки (проездного билета). Важно подчеркнуть, что требования носят обязательный характер исполнения, имеют меры пресечения, пред- усмотренные КоаП РФ и УК РФ, в случае их нарушения. Приказ также предусматривает порядок прове- дения досмотровых мероприятий, обязатель- ный для исполнения и работниками досмотра. При нарушении предписанных правил перевоз- чик вправе расторгнуть договор перевозки в одностороннем порядке, не допустив пасса- жира к дальнейшему следованию. Таким образом, мы видим, что государством так или иначе урегулированы процессы перевозки в вопросах обеспечения безопасности. Для перевозчиков так и вовсе предусмотрен целый свод законов, за соблюдением которых следят различные контрольно-надзорные органы. Именно поэтому особую важность в вопросах безопасности приобретает содействие со сторо- ны пассажиров, направленное на устойчивое и защищенное функционирование транспорта страны. Правила и парадоксы зон транспортной безопасности Все три сектора зоны транспортной безопасно- сти на практике устанавливаются лишь на вок- залах, аэропортах и пассажирских станциях. Для каждого из них законодательством предпи- сан перечень обязательных мер антитеррори- стической защищенности. Год от года опасность терроризма возрастает. Вначале он угрожал прежде всего власти и вхо- дил в разряд явлений, связанных с политиче- ским насилием 2 , но со временем стал опасен всему обществу. Изменчивость природы терро- ризма свидетельствует о необходимости периодического пересмотра и уточнения мер защиты. некоторые практикоприменители утверждают, что соблюдение всех требований законодатель- ства по транспортной безопасности в отноше- нии каждого сектора зоны транспортной без- опасности нереализуемо либо сталкивается с такими парадоксами, которые порождают новые нарушения закона и снижают эффектив- ность принимаемых мер. Одна из основных проблем законодательства в данной сфере – его универсальность. Чем ближе мы будем к решению этой проблемы, тем эффективнее и полезнее будут проводимые мероприятия и тем надежнее будет защита транспортного комплекса. n www.secuteck.ru декабрь 2022 – январь 2023 СПЕЦПРОЕКТ ТРанСПОРТная бЕзОПаСнОСТь 2 Джинджолия Р.С., Хачидогова М.М. О некоторых вопросах определения терроризма и информационного терроризма // Уголовная юстиция. 2019. № 13. С. 25–28. Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru Сотрудники транспортной безопасности д ля всех лиц, находящихся на объекте транспортной инфраструктуры, будь то пассажир, уже имеющий проездной билет, или провожающий, действуют одни и те же правила проведения досмотра. На практике это иногда становится источником конфликта между провожающими и работниками досмотра, поскольку первые считают процедуру досмотра избыточной из-за того, что они никуда не отправляются
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw