Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2022
S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 50 З аконодательство не статично: регулярно вносятся изменения и дополнения, появляется судебная практика, выявляются осо- бенности его применения в отдельных ситуа- циях. Поэтому оперативность в вопросах актуа- лизации и модернизации законодательных тре- бований – одна из первостепенных задач. Категории ОТИ Категория объекта транспортной инфраструкту- ры (ОТИ) определяет состав требований по Тб к ОТИ. Существуют четыре категории ОТИ (за исключением объектов воздушного транспорта, где предусмотрено пять категорий), а также объекты, не подлежащие категорированию. При этом ОТИ постоянно меняют категории, чаще всего их понижая, или вовсе переходят в разряд не подлежащих категорированию. Вместе с тем предоставляемая субъектом транспортной инфраструктуры информация об изменении показателей критериев категорирования может не соответствовать фактическим обстоятель- ствам, в результате чего после изменения кате- гории к объектам транспортной инфраструктуры будут применимы требования, которые не поз- волят в полной мере обеспечивать их защищен- ность от актов незаконного вмешательства. Возможно, требуется несколько пересмотреть данный процесс и разделить ОТИ, в частности в области автотранспорта и дорожного хозяй- ства, только на три категории – от крупных и важных региональных объектов, на которых будут определены более серьезные требования, до остановочных пунктов вне границ, например, крупных населенных пунктов, где осуществляет- ся посадка/высадка пассажиров и где можно оставить минимальный набор требований. Критерии категорирования также могут быть переработаны, все данные, необходимые для определения категории, должны поступать из государственных информационных систем. К примеру, сведения о численности людей в населенном пункте, в границе которого нахо- дится ОТИ, – если такой пункт присутствует – должны быть получены только из официальных источников, например из Росстата. Если учиты- вается пассажиропоток, то необходимо пони- мать, из каких государственных информацион- ных систем эти данные будут получены и ведет- ся ли объективный учет таких данных. При построении процесса обязательно нужно прини- мать во внимание его полную автоматизацию: субъект транспортной инфраструктуры должен, по сути, только отправлять заявки на внесение в реестр или уведомлять о реконструкции/ремон- те или прекращении деятельности. Упрощение процедур учета и категорирования ОТИ исключит возможность снижения катего- рии из-за некорректных данных или предостав- ления заранее подложных сведений для сниже- ния категории или присвоения статуса некате- горированного ОТИ субъектами транспортной инфраструктуры. Целесообразно внести изменения в законода- тельство в части наделения компетентных орга- нов в области обеспечения транспортной без- опасности полномочиями по повышению кате- гории ОТИ в одностороннем порядке в регионах с повышенным уровнем угроз безопасности при наличии объективных данных (сведений о количественных показателях), позволяющих отнести ОТИ к соответствующей категории, или оперативной информации, свидетельствующей о необходимости повышения категории. Требования к утверждению маршрутов следования через ОТИ Следующий вопрос, требующий решения, – это отсутствие в законодательстве по Тб требований к утверждению маршрутов следования через те или иные ОТИ. В процессе планирования марш- рутов перед их непосредственным согласовани- ем должны подлежать учету сведения из реестра ОТИ на предмет построения маршрута с воз- можностью обеспечения досмотра багажа и пас- сажиров, посадка которых осуществлена на остановочных пунктах, где такой досмотр не проводился. Да, этот процесс, возможно, потре- бует определенного времени для реализации, но в перспективе он способен существенно упростить механизмы, уменьшить финансовую нагрузку на субъекты транспортной инфраструк- туры и перевозчиков, повысить эффективность обеспечения транспортной безопасности и, что немаловажно, прозрачность самих требований. В качестве наглядного примера можно привести автомобильный транспорт – ОТИ четвертой кате- гории, в утвержденных планах обеспечения Тб которых не предусмотрены подразделения транспортной безопасности. Конечно, из этого следуют определенные нарушения требований, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 г. №1642 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требо- ваний к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта", но речь не об этом. В соответствии с подп. 2 п. 7 требований по обеспечению Тб, учитывающих уровни безопасности для транс- портных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транс- порта, утвержденных постановлением Прави- тельства Российской Федерации от 08.10.2020 г. № 1640, при осуществлении регулярных авто- мобильных перевозок пассажиров и багажа в международном сообщении и по межрегио- нальным маршрутам (за исключением перевозок между Москвой и Московской областью, Санкт- Петербургом и Ленинградской областью, а также между Севастополем и Республикой Крым) досмотр в целях обеспечения транспортной без- опасности объектов досмотра, посадка которых осуществлялась на остановочных пунктах, распо- ложенных вне ОТИ, обеспечивается на ближай- шем по маршруту следования ОТИ. Таким обра- зом, перевозчик, осуществляющий движение по маршруту через ОТИ, на котором отсутствует подразделение транспортной безопасности, фактически лишен возможности выполнения подп. 2 п. 7 указанных требований. В таких слу- чаях возникает опасная ситуация, когда досмотр пассажиров и багажа не проводится. Даже с точки зрения объяснения процесс выглядит сложным, и именно по причине чрезмерной сложности "конструкции" возникают спорные моменты, когда требования должны были исполняться по задумке, но не исполняются по факту. СПЕЦПРОЕКТ ТРанСПОРТная бЕзОПаСнОСТь декабрь 2022 – январь 2023 www.secuteck.ru Павел Веселов Начальник ОНОТБ УТБ Ространснадзора Любовь Карпова Главный государственный инспектор ОНОТБ УТБ Ространснадзора Категорирование объектов транспортной инфраструктуры: анализ проблем и поиск решений Завершающийся 2022 год выдался для транспортной безопасности (ТБ) непростым, полным испытаний и событий. Подводя итоги и проводя анализ ситуации, можно сделать несколько важных выводов. Среди них выделяется один, на наш взгляд принципиальный, – о необходимости дальнейшего совершенствования законода- тельства по транспортной безопасности и требований по ее обеспечению
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw