Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2022
S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 51 СПЕЦПРОЕКТ ТРаНСПОРТНая БЕзОПаСНОСТь Н есмотря на широкое распространение средств автоматизации на транспорте, сегодня еще рано говорить о повсеместном применении информационных систем, кото- рые решали бы все вопросы управления транс- портом с учетом требований, предъявляемых концепцией единой цифровой платформы управления транспортной системой (ЕПУТС). Практически все задачи решаются по отдель- ности, с использованием средств автоматиза- ции, но при этом значительную сложность представляют вопросы взаимодействия разно- родных систем, вопросы поддержания акту- альности, достоверности и непротиворечиво- сти информации, масштабирования решений, стандартизации систем управления на транс- порте, межсубъектного взаимодействия и т.д. Это является фундаментальным сдерживаю- щим фактором для перехода на более совер- шенный, качественно новый уровень управле- ния транспортом. Именно для решения этих проблем разработана концепция построения единой платформы управления транспортной системой. Единая цифровая платформа управления транс- портной системой в связи с масштабностью и разнородностью не должна представлять собой какое-то одно программное средство. Это попросту невозможно и создает серьезные проблемы при внедрении, порождает конфлик- ты, обедняет ландшафт производства про- граммного обеспечения. Единство централизо- ванности ЕПУТС должно быть выражено в пер- вую очередь в архитектуре программного обес- печения, открытости подключения к этой архи- тектуре, порядке идентификации и авториза- ции пользователей, поддержке ролевого досту- па, соблюдении принципов OSI, стандартизо- ванных протоколов обмена и др. Задачи единой цифровой платформы управления транспортной системой Напомним цели, задачи и функции ЕПУТС, которые декларированы Министерством транс- порта РФ. Главная цель ЕПУТС – организация взаимосвязанного функционирования всех подсистем и сервисов интеллектуальной транс- www.secuteck.ru декабрь 2022 – январь 2023 Юридический статус ОТИ Еще одним проблемным вопросом является изменение юридического статуса автовокзалов и автостанций, в результате чего данные объ- екты становятся вне государственного контроля в области транспортной безопасности. К при- меру, имеют место случаи изменения статуса автовокзала (автостанции) на кассовый пункт, что приводит к исключению из реестра катего- рированых ОТИ. Но в законодательстве о транспортной безопасности отсутствует понятие "кассовый пункт" либо аналогичное по смыслу, в связи с чем такой объект в соответствии с приказом Министерства транспорта Россий- ской Федерации от 28.08.2020 г. № 331 "Об установлении Перечня объектов транспорт- ной инфраструктуры, не подлежащих категори- рованию по видам транспорта" не подлежит включению в реестр объектов, не подлежащих категорированию. В свою очередь, действую- щим законодательством при объявлении уров- ня безопасности для субъектов транспортной инфраструктуры предусмотрены обязанности в области обеспечения ТБ в отношении объ- ектов, не подлежащих категорированию. К примеру, при уровне безопасности 3 субъект транспортной инфраструктуры обязан прекра- тить функционирование такого ОТИ. Согласно п. 13 Правил категорирования и уста- новления количества категорий ОТИ, утвержден- ных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2020 г. № 1595, компе- тентный орган принимает решение об измене- нии (либо отказе в изменении) ранее присвоен- ной категории объекта транспортной инфра- структуры после выполнения процедур, пред- усмотренных подп. б п. 9 Правил. Указанным подпунктом установлено проведение компетент- ным органом при необходимости проверки све- дений (количественных показателей критериев категорирования), содержащихся в заявлении субъекта транспортной инфраструктуры, путем межведомственного взаимодействия с госу- дарственными органами и организациями, вла- деющими такой информацией, и получения при необходимости дополнительной информации от субъектов транспортной инфраструктуры. Таким образом, реализация федеральными агентства- ми в сфере транспорта полномочий по проверке сведений при поступлении от субъектов транс- портной инфраструктуры заявлений об измене- нии категории объектов должна быть нацелена на предотвращение неправомерного изменения категории объектов, а имеющиеся проблемы – решены усилиями участников межведомствен- ного взаимодействия. В поиске баланса Динамичность развития законодательства в сфере обеспечения транспортной безопас- ности обусловлена поиском наилучших реше- ний, позволяющих обеспечить устойчивое и безопасное функционирование транспорт- ного комплекса при соблюдении баланса интересов личности, общества и государства. Безопасность нашей страны, наших людей – это, безусловно, приоритетная задача. n Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru Александр Евсин Заместитель руководителя учреждения – начальник ситуационного центра ГКУ ЦОДД Концепция единой транспортной системы в деятельности cитуационного центра ЦОДД Краткий обзор применения концептов единой платформы управления транспортной системы в деятельности организации дорожного движения улично-дорожной сети Москвы и системы светофорного регулирования в ситуационном центре ЦОДД Пра- вительства Москвы Архитектура сервисов ситуационного центра ЦОДД
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw