Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2022
S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 53 Сервис организации дорожного движения вклю- чает в себя набор средств автоматизации, про- граммных библиотек, серверных компонентов и клиентских приложений, позволяющих связать в единой целое несколько важных направлений, необходимых для реализации машиночитаемой модели улично-дорожной сети. Граф улично-дорожной сети Граф улично-дорожной сети (УДС) включает в себя информацию о возможностях совершения транспортных транзакций по дорогам города. Это модифицированный под транспортные задачи стандартный граф связности, включаю- щий в себя набор узлов и ребер, а также опи- сывающий все возможные способы перемеще- ния по городу. на первом этапе развития системы характеристи- ки ребер и узлов графа, такие как количество полос движения, пропускная способность, нали- чие светофоров, их режимов работы, норматив- ная скорость движения и т.п., определялись спе- циально для графа из документов в области организации дорожного движения – проектов организации дорожного движения и описания маршрутной сети общественного транспорта. В силу административной и технической разо- рванности процессов возникали серьезные про- блемы, заключающиеся в необходимости посто- янной синхронизации данных, кратном увеличе- нии работы по наполнению данными, необходи- мости выделения дополнительных трудовых ресурсов, сложности машинного взаимодействия и т.д. Эта проблема была решена за счет создания системы проектирования организации дорожно- го движения, полностью интегрированной с гра- фом УДС. В Москве это решено с помощью авто- матизированной информационной системы ком- плексной схемы организации движения. Автоматизированная информационная система комплексной схемы организации движения автоматизированная информационная система комплексной схемы организации движения (аИС КСОДД) представляет собой специализи- рованный редактор для задач проектирования в области организации дорожного движения. Она содержит полный спектр ТСОДД, дорож- ных знаков, разметки и других элементов про- ектирования. библиотеки проектирования под- держиваются разработчиком в актуальном с точки зрения законодательства состоянии. Поддерживается также полный жизненный цикл проекта и архивы предыдущих состояний участков УДС. благодаря этому всегда можно получить временной срез состояния дорог на любой период времени, введенный в систему. Помимо очевидных организационных преиму- ществ это также позволяет делать сравнения параметров транспортной системы в различные периоды времени в автоматическом режиме. аИС КСОДД обеспечивает любую требуемую точность с точки зрения геодезии, поддержива- ет местные системы геодезических координат (например, в Москве МСК-77). Важным практическим преимуществом исполь- зования аИС КСОДД является обеспечение при- вязки проекта организации дорожного движе- ния (ПОДД) к графу УДС, что в автоматическом режиме приводит к актуализации свойств графа и повышению точности работы моделей движе- ния без дополнительных трудовых затрат, прин- ципиально исключая проблемы рассинхрониза- ции информации между системами. Параметры работы светофорных объектов также поглощаются этой системой, однако в связи со специфичностью выделяются в отдельный клиентский интерфейс. Светофор становится уже не просто техническим сред- ством, а динамическим узлом графа УДС, пара- метры работы которого описаны в аИС КСОДД. Указываются возможные траектории движения, которые затем приводятся к параметрам работы светофора. Траектории объединяются в направ- ления светофорного регулирования, направле- ния объединяются в фазы, фазы в циклы. Пред- лагаются программы работы светофорного объ- екта как для локальных режимов работы, так и для режимов работы верхнего уровня. Поддерживается весь спектр возможного регули- рования, основанный на статистических распре- делениях (календарные планы), координирован- ный, адаптивный. Конкретные параметры работы определяет проектировщик, и далее эта инфор- мация полностью доступна всем взаимодей- ствующим системам. Важной особенностью является возможность подключения на вход системы реального оборудования, которое в режиме онлайн передает информацию о транс- портном потоке и состоянии технических средств регулирования движения. Это обеспечивает воз- можность работы качественно новой итерации автоматизированной системы управления дорожным движением (аСУДД), которая пред- ставляет собой не просто технический доступ к светофорным контроллерам и выполнение про- стейших функций управления, но качественно новый инструмент для управления движением. АСУДД нового поколения автоматизированная система управления дорожным движением предназначена для управления светофорной системой. Светофор является наиболее мощным средством управ- ления дорожным движением. В концепции цифрового двойника светофор – это особый элемент графа УДС, динамически меняющий свойства графа, открывая и закрывая на опре- деленные промежутки времени направления движения по ребрам графа. Ввиду полностью цифровой реализации становит- ся возможным эффективное применение средств математической оптимизации транспортных пото- ков. Электронный паспорт светофора представ- ляет собой машиночитаемую схему направлений светофорного регулирования, наложенную на граф УДС из ДТМ, обогащенный данными КСОДД. Включение в связку потока реальных монито- ринговых данных, поступающих с детекторов дорожного движения, делает цифровой двой- ник в достаточной мере адекватным реальности и позволяет значительно обогатить управление движением за счет развития как алгоритмиче- ских и эвристических способов оптимальных настроек светофора, так и широкого примене- ния нейросетевых методов оптимизации. Перспективы ЕПУТС В статье показаны лишь несколько реализован- ных в концепции ЕПУТС направлений деятель- ности в области дорожного движения – про- ектирование организации дорожного движе- ния, управление светофорами, математическая модель движения. Опыт реализации указанных направлений в ситуационном центре ЦОДД Правительства Москвы полностью подтвержда- ет необходимость следования концепции построения единой системы управления транс- портом. Синергетический эффект превышает все возможные сложности построения такой системы, позволяет значительно рационализи- ровать затраты на их владение и содержание, задает качественно новую планку эффективно- сти управления дорожным движением. n www.secuteck.ru декабрь 2022 – январь 2023 СПЕЦПРОЕКТ ТРанСПОРТная бЕзОПаСнОСТь Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru Светофорный объект в АСУДД П латформа объединяет весь дорожно-транспортный комплекс в еди- ную цифровую платформу управления и анализа с возможностью модульной модернизации. Использование системы повышает эффек- тивность расходования средств и использования улично-дорожной сети городской агломерации, а также оптимизирует работу сотрудников отрасли
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw