Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2022
S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 66 Требования к периметровому ограждению аэропорта В рамках авиационной безопасности периметро- вое ограждение ОТИ должно соответствовать пп. 8, 19, 23 и 24 федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам", утвержденных приказомМинтранса России от 28.10.2005 г. №142 (ФаП–142): l П. 19. В ограждении территории аэропортов, отнесенных в соответствии с законодатель- ством Российской Федерации о транспортной безопасности к 1, 2 или 3 категории объектов транспортной инфраструктуры, предусматри- ваются запасные выезды, оборудованные запираемыми воротами и системой охранной сигнализации. l П. 23. Территория аэропорта, отнесенного, в соответствии с законодательством Россий- ской Федерации о транспортной безопасно- сти, к 1, 2 или 3 категории объектов транс- портной инфраструктуры, и его особо важных объектов, должна иметь сплошное огражде- ние высотой не менее 2,13 м по всему пери- метру с предупредительными аншлагами, запрещающими проникновение в контроли- руемую зону. Расстояние между предупреди- тельными аншлагами должно составлять не более 100 м. В ограждении в качестве средства обеспечения безопасности могут быть использованы систе- мы защитной сигнализации, системы видеона- блюдения и видеозаписи, охранное освещение, а также иные инженерные и технические сред- ства охраны, типы и виды которых согласуются с подразделением, осуществляющим охрану аэропорта и объектов его инфраструктуры. Для аэропорта, отнесенного, в соответствии с законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности (Федеральный закон от 09.02.2007 г. № 16-Фз "О транспорт- ной безопасности") к 4 или 5 категории объ- ектов транспортной инфраструктуры, располо- жение, высота и оборудование ограждения тер- ритории аэродрома определяются администра- цией аэропорта. При этом должны быть пред- усмотрены меры по предотвращению несанк- ционированного доступа в контролируемую зону аэропорта. Поверх ограждения аэропортов, отнесенных к 1, 2 или 3 категории объектов транспортной инфраструктуры, устанавливаются металличе- ские конструкции различного профиля, содер- жащие колючую проволоку. Для аэропортов, отнесенных к 4 или 5 катего- рии объектов транспортной инфраструктуры, конструкция, высота и расположение огражде- ния территории определяются администрацией. При этом должны быть предусмотрены меры по предотвращению несанкционированного досту- па в контролируемую зону аэропорта. l П. 24. на участках ограждения вдоль пери- метра объектов аэропорта дополнительно могут устанавливаться: а) постовые вышки или смотровые площадки для наблюдения за состоянием ограждения и прилегающей местностью; б) контрольно-следовая полоса для определе- ния места проникновения нарушителя пропуск- ного режима; в) блокпосты служебных собак; г) системы охранной (защитной) сигнализации; д) электронные устройства обнаружения и подачи сигнала тревоги при преодолении или попытке преодоления ограждения нарушителем. Законодательные бреши в отношении установки инженерно-технических средств Обзор приведенных требований указывает на необязательность оснащения периметра аэро- порта техническими средствами обеспечения транспортной безопасности. В рамках требований, указанных в постановле- нии Правительства РФ от 01.02.2011 г. № 42 "Об утверждении Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры", также отсут- ствуют прямые нормы обеспечения периметро- вого ограждения инженерно-техническими средствами. В рамках транспортной безопасности в требова- ниях постановления Правительства РФ от 05.10.2020 г. № 1605 "Об утверждении требо- ваний по обеспечению транспортной безопасно- сти, в том числе требований к антитеррористиче- ской защищенности объектов (территорий), учи- тывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструкту- ры воздушного транспорта" отсутствуют требова- ния по периметровому ограждению. но при этом обозначены требования к установлению границ и организации пропускного и внутриобъектового режимов (границы зоны транспортной безопас- ности объекта транспортной инфраструктуры, для которой устанавливается особый режим допуска физических лиц, транспортных средств и перемещения грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, животных, а также критических элементов объ- екта транспортной инфраструктуры). Сертификаты соответствия Главное принципиальное различие в требованиях по авиационной и транспортной безопасности – это требования к сертификатам соответствия. В рамках авиационной безопасности необходи- мо свидетельство о соответствии национально- му стандарту – ГОСТу. В рамках транспортной безопасности – сертификат соответствия по тре- бованиям постановления Правительства РФ от 26.09.2016 г. № 969 "Об утверждении требо- ваний к функциональным свойствам техниче- ских средств обеспечения транспортной без- декабрь 2022 – январь 2023 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ ТРанСПОРТная бЕзОПаСнОСТь Эдуард Иванов Руководитель ПТАБ БУ РК "Аэропорт Петрозаводск" https://spb.egoza.biz/ Охранные системы периметра объекта инфраструктуры воздушного транспорта Построение комплексной системы антитеррористической защищенности объектов транс- портной инфраструктуры (далее – ОТИ) воздушного транспорта строится на реализации требований авиационной и транспортной безопасности, где ключевой проблемой является двойное нормативно-правовое регулирование деятельности. Проблема гармонизации законодательства в области авиационной и транспортной безопасности в настоящее время находится в стадии рассмотрения. В этой связи построение комплексной безопасности ОТИ, включающее обязательное применение технических средств обеспечения транспорт- ной безопасности (далее – ТС ОТБ), сталкивается не только с необходимостью поиска тех- нического решения, но и с преодолением нормативных противоречий
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw