Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2022
S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 67 опасности и правил обязательной сертифика- ции технических средств обеспечения транс- портной безопасности". Организация защищенности на аэродроме совместного базирования Особое место в реализации антитеррористиче- ской защищенности занимает вопрос безопас- ности на аэродроме совместного базирования. В зоне ответственности военных частей по факту неприменимы требования авиационной и транспортной безопасности, а действуют тре- бования по безопасности полетов. По норме ст. 44 ВзК РФ аэродромы совместного базирования и аэродромы совместного исполь- зования, а именно п. 4 "аэродромы совместно- го базирования гражданских воздушных судов и государственных воздушных судов и аэродро- мы совместного использования" должны отве- чать требованиям, предъявляемым к граждан- ским аэродромам. Под требованиями прежде всего понимается приказ Минтранса России от 25.08.2015 г. № 262 (ред. от 24.11.2017 г.) "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования, предъявляемые к аэродро- мам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов". Таким образом, прежде всего деклари- руется обеспечение безопасности полетов. В Российской Федерации системный подход к управлению безопасностью полетов обеспечи- вается посредством: l структуры и функций федеральных органов исполнительной власти; l Воздушного кодекса Российской Федерации в ч. 1 ст. 24.1, устанавливающей, что реали- зация государственной системы управления безопасностью полетов гражданских воздуш- ных судов обеспечивается в Российской Федерации в соответствии с международны- ми стандартами Международной организа- ции гражданской авиации; l правил разработки и применения систем управления безопасностью полетов воздуш- ных судов, а также сбора и анализа данных о факторах опасности и риска, создающих угрозу безопасности полетов гражданских воздушных судов, хранения этих данных и обмена ими в соответствии с международ- ными стандартами Международной органи- зации гражданской авиации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2022 г. № 64. Нормы международного права Развитие и совершенствование требований по авиационной и транспортной безопасности необходимо проводить, опираясь на нормы международного права. Требования по обес- печению авиационной безопасности в целом и к ТС ОТб на периметральном ограждении пред- ставлены в гл. 11 и доп. 18. ICAO DOC 8973. В п. 2.1. доп. 18 ICAO DOC 8973 упомянуты сле- дующие меры: l уменьшение зависимости от сотрудников охраны в вопросах наблюдения, уменьшение потребности в людских ресурсах; l возможность дистанционного контролирова- ния периметра и других защищаемых зон; l наблюдение в ночное время и при неблаго- приятных погодных условиях; l видеозапись событий для воспроизведения и использования в качестве доказательств; l проверка правильности срабатывания сигна- лизации; l установление личности и проверка разреше- ний на доступ в сочетании с системой контро- лирования доступа; l координация ответных действий при сраба- тывании сигнализации и других оперативных мер; l общее повышение уровня безопасности. Ключевой вывод – это прямая зависимость количества сотрудников охраны и применяе- мые типы ТС ОТб. Развитие законодательства необходимо направить именно в данном направлении. Так, в пп. 3 п. 7 постановления Правительства РФ от 5.10.2020 г. № 1605 "Об утверждении требований по обеспече- нию транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защи- щенности объектов (территорий), учитываю- щих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфра- структуры воздушного транспорта" указано: "…выявлять нарушителей, а также подготовку к совершению или совершение актов неза- конного вмешательства путем непрерывного контроля не менее чем тремя работниками сил обеспечения транспортной безопасно- сти…". Если в новой редакции постановления прави- тельства будет дана сноска на данный пункт, то при установлении сертифицированной системы количество сотрудников может быть снижено до одного. Тогда эта законодательная норма действительно могла бы стимулировать уста- новку современного сертифицированного обо- рудования. Международные нормы также предусматри- вают дифференцированный подход к органи- зации охраны объекта. В п.1.2 доп. 18 ICAO DOC 8973 говорится: "Системы защитной сиг- нализации классифицируются в соответствии с уровнем защиты, который они предлагают. Система класса 1 обеспечивает самый низкий уровень защиты, а система класса 4 – самый высокий. Класс 1 Система сигнализации, предназначенная для использования в помещениях с низким уровнем риска, когда нарушители плохо разбираются в системах сигнализации и располагают лишь ограниченным набором инструментов. При сра- батывании такой системы вряд ли будут задей- ствованы специально выделенные силы реаги- рования; они скорее рассчитаны на реакцию публики при срабатывании звуковой или све- товой сигнализации. Класс 2 Система сигнализации, обычно применяемая в помещениях, где вероятность изощренного спо- соба проникновения не очень велика. Предпола- гается, что нарушители имеют ограниченные зна- ния о системах сигнализации и располагают лишь базовым набором инструментов и приборов. Класс 3 Система сигнализации, применяемая в поме- щениях, где находится дорогостоящее имуще- ство. Такая система включает в себя также соот- ветствующие средства физической защиты. Обеспечиваемый такой системой уровень защиты должен быть рассчитан на нарушите- лей, которые хорошо знакомы с системами защитной сигнализации и располагают разно- образными инструментами и портативным электронным оборудованием. Класс 4 Система сигнализации, предназначенная для использования в тех случаях, когда соображе- ния безопасности преобладают над всеми дру- гими факторами. Обеспечиваемый такой систе- мой уровень защиты рассчитан на то, что нару- шитель детально проработал план проникнове- ния и располагает полным набором оборудова- ния, позволяющего вывести из строя основные компоненты системы. Систему класса 4 следует использовать в сочетании с широким кругом средств физической защиты и процедур без- опасности". На пути к совершенствованию законодательства Реализацию данного принципа (системы клас- сов) необходимо интегрировать в имеющуюся в законодательстве Российской Федерации систему категорий ОТИ. В настоящее время раз- личие категорий ОТИ носит непроработанный характер, где ОТИ 4 и 5 категории могут прак- тически не использовать ТС ОТб. например, согласно п.17 ФаП–142 на КПП ОТИ 4 и 5 кате- гории не требуется установка видеонаблюде- ния. Развитие охранных систем периметра объ- екта транспортной инфраструктуры воздушного транспорта требует прежде всего преодоления нормативных противоречий и интеграции имеющегося мирового опыта. В.И. Ленин писал: "нельзя научиться решать свои задачи новыми приемами сегодня, если нам вчерашний опыт не открыл глаза на неправильность старых приемов" 1 . новый подход к развитию законодательства должен включать следующее: l устранение проблемы двойного нормативно- правового регулирования; l учет международной практики ICAO; l баланс применения технических средств и человеческих ресурсов, установление норма- тивных критериев. n www.secuteck.ru декабрь 2022 – январь 2023 СПЕЦПРОЕКТ ТРанСПОРТная бЕзОПаСнОСТь Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru В ограждении в качестве средства обеспечения безопасности могут быть использованы системы защитной сигнализации, системы видео- наблюдения и видеозаписи, охранное освещение, а также иные инже- нерные и технические средства охраны 1 В.И. Ленин. Доклад о новой экономической политике от 29.10.1921 г. ПСС, 5-е изд. Т. 44. С. 205.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw