Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2022
К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 68 В России существует множество объектов, относящихся к категории режимных. Обес- печение защиты таких объектов является важ- ным приоритетом общественной и националь- ной безопасности [1, 2, 3]. Уровни безопасности объектов Предметом защиты является жизнь или здо- ровье работников предприятий, граждан, сохранность имущества, находящегося на объ- екте (в том числе информации), а также сохра- нение нормального режима функционирования объекта, особенно в случае, если он выполняет важные социальные функции или может ока- заться источником опасности техногенного или экологического характера. Уровень безопасно- сти, соответственно, определяется вероятностью предотвращения максимального числа угроз при различных сценариях террористического или криминального воздействия [4]. Определение степени защищенности любого объекта (транспортной или иной инфраструк- туры) целесообразно основывать на анализе "привлекательности" совершения на нем проти- воправных актов, оценки возможной, но недо- пустимой совокупной опасности и последствий. При установлении необходимого уровня защи- щенности объекта необходимо исходить из противостояния наиболее опасным угрозам с наиболее тяжелыми последствиями. атакующая сторона (нарушитель) всегда имеет преимущество за счет инициативы, выбирая время, место и способ проникновения. Пресле- дуя свои цели, нарушитель старается обойти возможности сопротивления своим действиям в соответствии с собственными представления- ми об уязвимостях объекта. Периметр объекта транспорта Проблема обеспечения сохранности имущества и ценностей на объектах, где возможно нахож- дение персонала и особенно посторонних лиц, всегда была и остается актуальной. Для проти- водействия хищениям обычно организуется специальная охрана – в простейшем случае это ночной сторож (или сторожа). Для охраны объ- ектов создаются охранные системы, опираю- щиеся на современные достижения в сфере охранного обеспечения, включая системы видеонаблюдения, охранной сигнализации с подключением к пультам полиции и вневедом- ственной охраны, спутниковые средства конт- роля положения и состояния отдельных объ- ектов с использованием систем глОнаСС/GPS. Однако даже столь эффективные средства защи- ты не дают полных гарантий сохранности имуще- ства, так как злоумышленники постоянно находят новые пути и возможности для проникновения в контролируемые зоны и области. Кроме того, упомянутые выше технические средства весьма дорогие и затратные в содержании, что создает достаточно много дополнительных проблем вла- дельцам имущества. Таким образом, встает зада- ча минимизации издержек на содержание систем контроля доступа и обеспечение сохранности ценностей, имеющихся на объекте защиты, выбо- ра наиболее приемлемой структуры и конфигу- рации охранной системы. Это предполагает оценку всех потенциальных издержек, связанных с затратами на охрану, и потерь, связанных с потенциальным хищением [5]. Попытка нападения на режимный объект может быть выполнена в разной форме, скрытной или явной. Соответственно, инженерно-технические средства охраны должны предусматривать воз- можность противодействия несанкционирован- ному проникновению на объект вне зависимо- сти от тактики нарушителей [6]. Периметр охраняемой зоны – граница охраняемой зоны, оборудованная физическими барьерами и контрольно-пропускными пунктами (РД 25.03.001 2002). Системы защиты периметра – комплекс средств и мероприятий, предназначенных для предотвращения несанкционированного проник- новения на территорию объекта нарушителя. Состав и масштаб системы может различаться, в зависимости от типа охраняемого объекта и усло- вий окружающей среды. Соответственно будет выбираться и физический принцип действия. Организация охраны больших по площади тер- риторий значительно отличается от защиты маленьких объектов. Такие меры, как установка камер видеонаблюдения, которые покрыли бы всю площадь, оборудование полноценных постов охраны на каждом участке, для больших территорий очень дороги и не особенно эффек- тивны. Бывают ситуации, что не всегда можно даже полностью огородить периметр. Инженерные средства защиты Особую и вполне реальную опасность для круп- ных объектов транспорта представляют зло- умышленные несанкционированные действия физических лиц (нарушителей): террористов, диверсантов, преступников, экстремистов. Последствия их действий непредсказуемы, от потери имущества до создания чрезвычайной ситуации на объекте (пожар, разрушение, затопление, авария и т. п.). Одной из эффективных мер по обеспечению безопасности является создание автоматизиро- ванной системы охраны и противодействия от несанкционированного проникновения физи- ческих лиц – системы физической защиты с применением инженерных средств. инженерные средства физической защиты предназначены в основном для решения сле- дующих задач: 1. Обеспечение условий для задержания нару- шителей при вторжении на охраняемый объект на время, необходимое для организации обо- роны объекта. 2. задержание нарушителя при проникновении на охраняемый объект на время, необходимое для его нейтрализации силами охраны. 3. Обеспечение условий для санкционирован- ного прохода на охраняемый объект и выхода за его пределы без дополнительных затрат на преодоление рубежей охраны. 4. Обеспечение условий для предотвращения несанкционированного вывоза (ввоза) иму- щества. 5. Предотвращение (усложнение) наблюдения нарушителем за охраняемым объектом. В нормативно-правовой литературе в сфере транспортной безопасности достаточно мало упоминаний об инженерных системах и устрой- ствах физической защиты периметра объекта. Данный фактор, с одной стороны, предостав- ляет субъекту транспортной инфраструктуры возможность самостоятельно принимать реше- ния о видах применяемых устройств и способах защиты, в зависимости от своего финансово- экономического состояния и архитектурно при- родных особенностей самого объекта. С другой стороны, слабая урегулированность данного вопроса и низкий уровень государственного надзора в сфере транспортной безопасности за инженерным оснащением объектов транспорта создает предпосылки для подготовки актов незаконного вмешательства в деятельность транспортного предприятия. из обязательных требований законодательства в сфере транспортной безопасности по различ- ным видам транспорта (автомобильный, желез- нодорожный, воздушный, морской и речной) можно выделить лишь норму, в соответствии декабрь 2022 – январь 2023 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ ТЕхнОлОгии защиТы ПЕРимЕТРа Иван Тушко Специалист-эксперт в области обеспечения транспортной безопасности, магистр юриспруденции Инженерные средства безопасности для охраны периметра объектов транспорта Обеспечение безопасности объектов транспорта достигается не только путем уста- новки технических средств охраны, таких как стационарные и ручные металлоде- текторы, лучевые досмотровые установки, системы видеонаблюдения и сигнализа- ции и т.д. Охрана периметра невозможна без размещения инженерных средств без- опасности. Для этого требуется прежде всего внимательное изучение особенностей защищаемого объекта
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw