Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2022

К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 69 с которой субъект транспортной инфраструкту- ры обязан разработать перечень и порядок экс- плуатации (функционирования) технических средств обеспечения транспортной безопасно- сти, в том числе заграждений, противотаранных устройств, решеток, усиленных дверей, забо- ров, шлюзовых камер, досмотровых эстакад, запорных устройств, иных сооружений и устройств, предназначенных для принятия мер по недопущению несанкционированного проникновения и совершения актов незаконно- го вмешательства. Речь не идет об обязательном применении вышеуказанных заграждений в полном объеме, здесь лишь перечисляются конкретные типы инженерных устройств, которые может приме- нять предприятие и, в случае применения, раз- работать пошаговый порядок их эксплуатации (функционирования). Оснащение объекта транспорта техническими средствами защиты Современные средства физической защиты (СФз) в корне изменили тактику охраны объ- ектов. В таких системах нет необходимости в организации постовой службы на периметре объекта, вместо этого создаются дежурные тре- вожные группы или группы быстрого реагиро- вания, которые начинают немедленные дей- ствия по нейтрализации нарушителей после получения сигнала тревоги на центральном пульте управления СФз. В них сведено до мини- мума влияние человеческого фактора и дости- гается высокая эффективность защиты объекта при минимальном количестве личного состава службы безопасности объекта. задача создания грамотной и эффективной системы защиты является достаточно трудной. Основные ошибки появляются при проектиро- вании системы, поэтому ставится задача авто- матического проектирования СФз, а для этого необходимо рассмотреть основные требова- ния на данном этапе. Однако на практике такой подход встречается редко. Для создания эффективной системы желательно соблюдать основные нормативные требования на всех стадиях жизненного цикла системы физиче- ской защиты [7]. Однако мы прекрасно понимаем, что боль- шинство объектов социальной инфраструкту- ры (транспортной или любой иной) были построены несколько десятков лет назад, до повышения мер безопасности, а значит, в них не учтены современные требования и совре- менные угрозы. Во времена, когда технические средства обна- ружения, наблюдения и оповещения были еще большой редкостью, системы охраны перимет- ра уже существовали: чем раньше будет обна- ружен нарушитель, тем больше времени и воз- можностей его обезвредить до того, как он нанесет вред имуществу предприятия. Раньше для защиты периметра применялись такие инженерные системы, как заборы, проволока, специальные дорожки у забора, а также кабель с электрическим напряжением и др. Последние годы рынок систем охраны периметра значи- тельно развился и расширился, технологии усо- вершенствовались, а стоимость оборудования снизилась. При оснащении периметра необходимо учитывать: l целесообразность системы (уровень безопас- ности системы, материальные и временные затраты должны соответствовать для пред- приятия потребностям в безопасности); l требуемый уровень безопасности объекта; l вид и структуру используемого ограждения; l возможность выделения полосы отчуждения (запретной зоны) для размещения техниче- ских средств охраны; l особенности рельефа местности и прилегаю- щей территории; l климатические условия; l топографию объекта и режим его работы; l виды растительности на объекте и на приле- гающей территории; l инфраструктуру прилегающей территории, наличие железнодорожных и автомагистра- лей, лЭП, трубопроводов, кабельных линий, водных путей и др.; l потребности пользователей системы в ком- форте; l индивидуальные особенности объекта и такие требования предприятия, как необхо- димость интеграции с другими системами, бюджет и др. В зависимости от типа транспортного объекта, архитектурных и планировочных решений, тре- бований заказчика и монтажных организаций состав проектной документации может изме- няться и дополняться. Защита периметра на современном этапе Система охраны периметра объекта представляет собой сложную организационно-техническую систе- му, поэтому оценка эффективности ее функциони- рования представляет весьма сложную задачу. В последние годы технические средства охраны периметра получают все большее распростра- нение, что обусловлено их возрастающей эффективностью защиты от несанкционирован- ного доступа злоумышленников к охраняемым объектам. Высокая конкуренция производите- лей подобных средств привела к появлению множества технических решений средств обна- ружения, работающих на разных физических принципах и предназначенных для решения специфических задач. Важно понимать, что оснащение объектов транс- порта инженерными средствами безопасности не гарантирует полной защиты от несанкциони- рованного проникновения подготовленного нарушителя. их основное назначение – обеспе- чить обнаружение фактов проникновения нару- шителей через охраняемое препятствие. Учиты- вая, что способы проникновения нарушителей разнообразны (разрушение ограждений, пере- лаз через ограждение, подкоп под ограждение и т.д.), создание эффективной системы охраны с использованием только одного типа инженер- ного ограждения является проблемной задачей. В то же время автономное использование мно- жества типов инженерных средств безопасности приводит к тому, что в пункте управления будет находиться большое количество технических средств, которые увеличивают не только времен- ные и финансовые затраты на их обслуживание, но и повышают требования к компетенции дежурного персонала. Стоит подчеркнуть, что технологии охраны внеш- него периметра объекта защиты и его внутрен- ней территории, несмотря на их общее сходство, имеют некоторые существенные различия как по характеру угроз и выполняемых действий, так и по составу технических средств охраны. В связи с этим выделяются два важнейших аспекта охранных действий – организационные меры защиты (инструкция о пропускном режиме объ- екта, регламент использования установленных средств физической защиты объекта, порядок обслуживания и ремонта установленного обору- дования) и оснащение объекта инженерно-тех- ническими средствами и системами охраны. Основным назначением систем охраны пери- метра является раннее обнаружение факта про- никновения на объект для последующего пред- упреждения охраны и принятия адекватных или превентивных мер. С точки зрения экономии финансовых средств необходимо помнить, что системы охраны периметра предназначены для многолетней эксплуатации (в среднем 8–10 лет). необходи- мо осуществить оценку совокупных затрат стои- мости аппаратуры, монтажа, пусконаладочных работ и последующих эксплуатационных расхо- дов (профилактическое обслуживание, воз- можный ремонт и т.д.). Применение инженерных средств безопасности – комплексный трудоемкий процесс, начинаю- щийся с детального анализа инфраструктуры защищаемого объекта, его сильных и слабых сторон, продолжающийся изучением возмож- ностей рынка, изысканием финансовых ресур- сов предприятия и завершающийся установкой инженерных устройств и разработкой порядка их применения. Список литературы 1. антюшеня Ю.Д., Кисель Т.Р. Тенденции разви- тия автомобильного транспорта // наука и тех- ника. 2008. № 4. С. 83–86. 2. Пивоваров а.н. Транспортная безопасность объектов, средства укрепленности объектов и инженерно-технические системы охраны: учебное пособие. 2014. С. 262. 3. михайлин а.и., Сильников м.В. Средства физической защиты аЭС // Вопросы оборонной техники. Серия 16. Технические средства проти- водействия терроризму. 2014. № 1–2. С. 3–5. 4. лазоркин В.и., михайлин а.и., Сильников м.В. Оптимизация мероприятий по обеспече- нию живучести объектов // Вопросы оборонной техники. Серия 16. Технические средства проти- водействия терроризму. 2015. № 3–4. С. 3–10. 5. магомедов Ш.г. математическое моделиро- вание охранных действий на объекте защиты // Вестник агТУ. Серия Управление, вычислитель- ная техника и информатика. 2016. С. 70–80. 6. Панков а.С., Чернышов м.В. актуальные про- блемы защиты режимных объектов // Военный инженер. 2017. С. 25–30. 7. лукоянов С.В., Белов С.В. Основные требова- ния к системам физической защиты на этапе их проектирования // Компьютерное обеспечение и вычислительная техника. 2010. С. 163–171. n www.secuteck.ru декабрь 2022 – январь 2023 СПЕЦПРОЕКТ ТЕхнОлОгии защиТы ПЕРимЕТРа Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw