Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2022

К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 76 Николай Махутов Председатель комиссии РАН по техногенной безопасности, председатель секции по безопасности и правоохранительной деятельности Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, член-корр. РАН, д.т.н., проф. Владимир Балановский Член бюро комиссии РАН по техногенной безопасности, ответственный секретарь секции по безопасности Экспертного Совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, проф. Академии военных наук Ольга Денисова Заместитель директора Московского технологического колледжа, к.п.н. Александр Чирков Помощник директора ИПСС РУТ (МИИТ) Андрей Рипецкий Ответственный секретарь рабочей группы "Риск-ориентированное информационное моделирование" при комиссии РАН по техногенной безопасности, заместитель заведующего кафедрой НИТУ МАИ, к.т.н., доцент В число новых принципов входят развитие и использование риск-ориентированного подхода, цифровых и телекоммуникационных технологий, физического, математического и информационного моделирования. Постановка и решение этих задач в ближайшей (до 2025 г.) и отдаленной (2030–2035 гг.) перспективе будет осуществляться в рамках стратегического планирования с необходимостью обеспечения двух базовых приоритетов, а именно обеспече- ние национальной безопасности и переход к устойчивому социально-экономическому раз- витию с приемлемыми уровнями рисков. Поиск лучших практик В ХХI веке деструктивные воздействия на объ- екты инфраструктуры значительно видоизмени- лись и на первое место выдвинулись акты неза- конного вмешательства, в том числе теракты. Характер последних приобретает все более изощренный вид, который не учитывается при разработке мер противодействия в рамках типовых проектных аварий 1 . Применительно к объектам транспортной инфраструктуры (ОТИ) в настоящее время в условиях, когда уровень угроз и рисков, в том числе военных и террористических, рас- тет, особое внимание уделяется поиску лучших практик для решения проблем запроектных аварий (ЗА) 2 . Лучшие практики, используемые в качестве основы безопасности, отбираются с учетом исключительных условий в техниче- ском задании на проектирование ОТИ, полу- ченных на основе анализа запроектных ава- рий, возможных источников ее возникнове- ния, сценариев развития и тяжести послед- ствий. Такие практики включают управление авариями, осуществление на объектах транс- портной инфраструктуры и окружающей тер- ритории мероприятий для глубокоэшелониро- ванной защиты ОТИ, пассажиров, персонала и населения. При их разработке необходимо учитывать, что последствия запроектных ава- рий могут включать не только механическое разрушение элементов ОТИ, но и заражение химическими и биологическими агентами, радиоактивное заражение. Создание и эксплуатация объектов транспорт- ной инфраструктуры в настоящее время про- изводится с условием неукоснительного выполнения мероприятий и проектных реше- ний по обеспечению защиты ОТИ от угроз тер- рористического характера и несанкциониро- ванного вторжения согласно своду правил СП 132.13330.2011 "Обеспечение антитерро- ристической защищенности зданий и соору- жений. Общие требования проектирования" и мероприятиям по обеспечению антитерро- ристической защищенности объектов (терри- торий) постановления Правительства РФ от 19.04 2019 г. № 471 "Об утверждении требо- ваний к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства транс- порта РФ, Федерального агентства воздушно- го транспорта, Федерального агентства желез- нодорожного транспорта, Федерального агентства морского и речного транспорта, Федерального дорожного агентства, Феде- ральной службы по надзору в сфере транспор- та, их территориальных органов, а также под- ведомственных им организаций и формы пас- порта безопасности этих объектов (террито- рий)". Как указывалось ранее, концепция управления ЗА впервые сформировалась после черно- быльской аварии в качестве дополнительного, четвертого, уровня глубокоэшелонированной защиты объектов. Раньше ЗА считались гипо- тетическими и не рассматривались в проектах, но сейчас концепция безопасности требует их учета в проектах ОТИ, ограничивая их послед- ствия с помощью мер управления. Эти меры направлены на предотвращение перехода проектных аварий в запроектные и на ослаб- декабрь 2022 – январь 2023 www.secuteck.ru www.ibes.ag О сновной целью мероприятий по управлению запроектными авариями является возвращение объектов транспортной инфраструктуры в штат- ное состояние. Их выполнение предусматривает обеспечение локали- зации аварии для сведения к минимуму ее последствий Управление запроектными авариями на объектах транспортной инфраструктуры Реализация современных комплексных требований стратегий национальной, соци- ально-экономической, энергетической, экологической, транспортной безопасности с учетом научно-технологического развития и национальных проектов требует пере- хода на новые технологии, подходы и принципы 1 Проектная авария – это авария, причиной которой является исходное событие, связанное с нарушением нормативно-технической документации и проектных требований безопасности. Система безопасности объекта строится на основе оценки его уязвимости в расчете на эти исходные события. 2 Запроектная авария вызывается не учитываемыми для проектных аварий исходными событиями или дополнительными (сверх единичного) отказами систем безопасности, а также ошибочными решениями персонала

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw