Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2022
К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 77 ление, локализацию и ликвидацию их послед- ствий. Это происходит в условиях: l военных и террористических рисков; l природных и техногенных воздействий на ОТИ и системы его безопасности; l нештатной работы систем безопасности; l ошибок действия персонала и сил безопасно- сти ОТИ. Алгоритм разработки мер по управлению запроектными авариями приведен на схеме (рис. 1). При разработке мер по управлению ЗА на ОТИ для исключения коллизий дублирования и пересечения проектных решений и мероприя- тий по обеспечению защиты, приводящих к вза- имному ослаблению, используется риск-ориен- тированное информационное моделирование, которое позволяет формировать решения в автоматическом режиме. Шаги по минимизации последствий запроектных аварий Уменьшение последствий ЗА на ОТИ достигает- ся управлением авариями и/или реализацией мероприятий по защите персонала, пассажиров и населения. Управление авариями содержит действия, направленные на предотвращение перехода любых проектных аварий в запроект- ные и на ослабление их последствий. При этом основными средствами достижения такого результата являются: l мониторинг процесса функционирования ОТИ (элементов ОТИ и систем его безопасно- сти, персонала и сил безопасности) для пред- отвращения и развития ЗА, а также возвраще- ния ОТИ в штатное состояние; l наличие и применение инструкций по управ- лению запроектными авариями; l действия персонала и сил безопасности ОТИ в соответствии с требованиями инструкций по управлению ЗА; l тренировка персонала и сил безопасности ОТИ по управлению ЗА. Основной целью мероприятий по управлению запроектными авариями является возвращение объектов транспортной инфраструктуры в штат- ное состояние. Их выполнение предусматривает обеспечение локализации аварии для сведения к минимуму ее последствий. В основу действий персонала в случае возник- новения запроектных аварий положены меро- приятия по локализации зоны аварии, вклю- чающие в себя: l организацию непрерывного контроля эле- ментов ОТИ с целью определения обстанов- ки и оперативного оповещения о разруше- ниях, заражении химическими и биологиче- скими агентами, радиоактивном заражении в зоне аварии, выходе разрушений и зара- жения за пределы зоны аварии и террито- рию ОТИ; l прекращение всех работ и вывод персонала и сил безопасности, не участвующих в проти- воаварийных операциях, за пределы зоны аварии; l локализацию элементов, помещений и систем ОТИ, подвергшихся деструктивному воздей- ствию, вызвавшему ЗА. Управление запроектными авариями на основе информации о состоянии ОТИ, работоспособ- ности его систем и оборудования, степени работоспособности персонала и сил безопасно- сти предполагает от персонала и сил безопас- ности ОТИ выполнение следующих функций: l определение начала ЗА; l выявление нарушенных функций безопасно- сти ОТИ; l осуществление необходимых действий по восстановлению и поддержке определяющих функций безопасности ОТИ; l ограничение последствий ЗА и приведение ОТИ в безопасное состояние. Инженерные принципы глубокоэшелонированной защиты Концепция безопасности ОТИ должна осно- вываться на применении инженерных прин- ципов глубокоэшелонированной защиты и применении вероятностных анализов без- опасности для количественной оценки ее уровня. При этом анализируются: основные характеристики района размещения ОТИ с точки зрения внешних воздействий природ- ного (землетрясения, цунами, наводнения, смерч, ураган, торнадо, высокие, низкие тем- пературы окружающей среды, осадки в виде дождя, снега и т.д.) и техногенного (аварии на воздушном, водном, наземном транспор- те, разрушение плотин, гидротехнических сооружений, ударная волна и т.п.) происхож- дения; сценарии проведения военных дей- ствий и актов незаконного вмешательства, в том числе терактов. www.secuteck.ru декабрь 2022 – январь 2023 Рис.1. Алгоритм разработки мер по управлению запроектными авариями З апроектные аварии характеризуются разрушением тех же элементов ОТИ и теми же последствиями, что и проектные аварии, а отличаются от них только исключительным исходным событием, которое не может быть учтено без специальных условий в техническом задании на про- ектирование. К запроектным относятся гипотетические аварии, харак- теризующиеся весьма малой вероятностью такого события, но значи- тельными последствиями
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw