Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2022

Вход в здание Начнем с дверей. При обнаружении попытки вооруженного нападения на учебные заведе- ния, еще до проникновения в здание нападаю- щих, входные и запасные двери необходимо иметь возможность блокировать с поста охра- ны. Для этого они должны оснащаться электро- магнитными или электромеханическими замка- ми с возможностью блокировки дверей с поста охраны, иметь бронирование 1–6а класса пуле- стойкости и не менее 3-го класса устойчивости к взлому. Каждая дверь должна быть под наблюдением двух видеокамер, расположен- ных по обеим сторонам двери. Дальнейший путь после входной двери в учеб- ном заведении вооруженному террористу дол- жен преграждать полноростовый роторный тур- никет с приводом. Это вызвано тем, что лицо, совершающее теракт, просто может перепрыг- нуть или перелезть через любой обычный тур- никет. Более того, установка такого оборудова- ния позволит блокировать террориста между входной дверью и полноростовым турникетом, если управление находится у сотрудника охра- ны учебного заведения. Уже в холле, после полноростового турникета, можно поставить еще бронированные дверные блоки с бронестеклом 1–6а класса пулестойко- сти и не менее 3-го класса устойчивости к взло- му согласно ГОСТ Р 51112–97, ГОСТ Р 51113– 97. Это необходимо, если террорист проник через полноростовый турникет при помощи захвата человека, имеющего пропуск на вход в здание, или же нападающий сам имеет такой пропуск. В таком случае преступник блокиру- ется сотрудником охраны при помощи системы доступа между дверными бронеблоками, рас- положенными после турникетов и самыми тур- никетами. Затем дверные блоки 1–6а класса пулестойко- сти можно расположить на входах на лестнич- ные клетки, по возможности на каждом этаже, а также в переходах между корпусами, если таковые имеются. Необходимо оснастить их электромагнитными замками и поставить под видеонаблюдение с обеих сторон дверного блока. Данная мера позволит заблокировать преступника на лестничной клетке и не даст К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 78 Анализируется также применение систем, выполняющих каждую отдельную функцию безопасности, но с учетом функционального и конструктивного разнообразия и взаимно- го резервирования. Системы безопасности "активного" и "пассивного" принципов дей- ствия обеспечивают защиту от отказов, что позволяет значительно повысить надежность обеспечения безопасности ОТИ и исключить скрытые отказы. Необходимо предусмот- реть: l расширенное применение пассивных систем безопасности, для функционирования кото- рых не требуется подача электропитания, каких-либо сред и управляющих сигналов, а также каких-либо действий персонала и сил безопасности ОТИ; l обеспечение защиты от ошибочных действий персонала и сил безопасности ОТИ за счет повышения уровня автоматического управле- ния системами ОТИ при авариях; l обеспечение запаса времени для управле- ния ЗА. Предиктивное моделирование Инструментом для управления запроектными авариями является предиктивное моделирова- ние с интеграцией программного обеспечения в единую расчетную схему, что позволяет решать сложные задачи многоуровневой и многодисциплинарной оптимизации. Оно позволяет: l строить быстрые и точные предсказатель- ные модели ОТИ, систем его безопасности, поведения персонала и сил безопасности с автоматическим выбором техники построения; l оценивать качество моделей, сравнивать их с исходными данными и между собой для поиска наилучшей модели; l исследовать поведение многомерных моде- лей и изучать зависимости входных и выход- ных параметров; l экспортировать модели в форматы исполняе- мых файлов. Анализ результатов предиктивного моделиро- вания и оптимизация на их основе решений по предупреждению и локализации запроектных аварий на объектах транспортной инфраструк- туры включают: l исследование множества вариантов стратегий поведения ОТИ, систем его безопасности, персонала и сил безопасности; l выбор компромиссных решений; l идентификацию моделей; l выбор решений, основанных на цифрах; l проверку надежности стратегий поведения ОТИ, систем его безопасности, персонала и сил безопасности. Планы и перспективы обеспечения безопасности объектов транспортной инфраструктуры Эффективная реализация всего комплекса мероприятий по управлению запроектными авариями на ОТИ и ограничению их послед- ствий возможна только в условиях объеди- нения на базе научных разработок РАН, проектных организаций и разработчиков систем безопасности. В ситуации, сложив- шейся в процессе СВО, для убежденности в безопасности транспортного комплекса и для предотвращения сценария событий О8.10.2022 г. в настоящее время должны быть разработаны краткосрочные, средне- срочные и долгосрочные меры. Эти меры должны быть разработаны на основе анали- за и углубленного изучения запроектных аварий на ОТИ для обеспечения безопасно- сти с учетом выполненных и запланирован- ных мероприятий по дальнейшему повыше- нию ее уровня. Анализ ЗА позволит опреде- лить: параметры перспективных видов обо- рудования и систем безопасности, новые тактику и стратегию сил безопасности, мето- ды снижения влияния человеческого факто- ра персонала ОТИ. Для оценки результатов этой работы необходи- мо определить: 1. Степень выполнения требований и целей безопасности, установленных концепцией без- опасности ОТИ. 2. Результаты принятия и выполнения меро- приятий, вытекающих из опыта эксплуатации ОТИ в современных условиях. 3. Готовность к ослаблению и ликвидации последствий проектных и запроектных аварий на ОТИ. 4. Безопасность ОТИ при эксплуатации после ЗА с учетом реализации комплекса запланирован- ных мероприятий. Эти меры должны стать основой "прорыва", предусматривать все необходимое для обес- печения безопасности ОТИ и реализовываться при активной поддержке научного и бизнес- сообщества РФ. Это особенно важно в условиях военных и террористических рисков, а соответ- ственно, и возникновения запроектных аварий. Такой "прорыв" невозможен без подготовки квалифицированных специалистов для выпол- нения работ с учетом культуры и качества без- опасности на всех этапах жизненного цикла ОТИ. n декабрь 2022 – январь 2023 www.secuteck.ru Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru Андрей Радьков Заместитель директора по научной работе Нижегородского музея "Холодной войны" и истории города Горький в 1946–1991 гг. К онцепция управления запроектными авариями впервые сформирова- лась после чернобыльской аварии в качестве дополнительного, четвер- того, уровня глубокоэшелонированной защиты объектов. Раньше запроектные аварии считались гипотетическими и не рассматривались в проектах, но сейчас концепция безопасности требует их учета в про- ектах ОТИ, ограничивая их последствия с помощью мер управления. Эти меры направлены на предотвращение перехода проектных аварий в запроектные и на ослабление, локализацию и ликвидацию их послед- ствий

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw