Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2022

83 www.secuteck.ru декабрь 2022 – январь 2023 Х отелось бы осветить пару интересных вопро- сов, касающихся СП 6.13130.2021 "Системы противо- пожарной защиты. Электроустановки ни з к о в о л ьт ные . Т р е б о в а н и я пожарной без- опасности" (далее – СП 6). Обсуждение этого нормативного акта прохо- дило на форуме "Безопасность 365", кото- рый проходил с 29 ноября по 1 декабря в Санкт-Петербурге в рамках выставки Sfitex и включал в себя несколько секций, на кото- рых в том числе обсуждались проблемы про- ектирования систем пожарной безопасности по новым нормам. В ходе дискуссий на форуме неоднократно отмечалось, что в п. 6.3 СП 6 сделаны значи- тельные и обоснованные послабления в части использования кабелей с индексом FR для кольцевых линий, шлейфов с неадресными извещателями, линий питания приборов и светильников аварийного осве- щения со встроенными аккумуляторными батареями (АКБ), цепей управления и конт- роля нормально открытых клапанов, а также линий, проложенных в огнестойких коробах. Очевидно, что разработчики выбрали те исключительные виды электропроводок, для которых время работоспособности после обнаружения пожара не важно (шлейф пожарной сигнализации (ШС) с неадресны- ми извещателями, питание устройств с АКБ или нормально открытых клапанов) или которые продолжают выполнять свою функ- цию при наличии единичной неисправности (кольцевые линии). То есть неисправность этих линий не приводит к нарушению ст. 82 123-ФЗ. В следующем пункте (п. 6.4) говорится о том, что работоспособность электропрово- док систем пожарной сигнализации (СПС) в условиях пожара должна обеспечи- ваться выбором кабеля, соответствующего ГОСТ 31565, за исключением случаев, опи- санных ранее в п. 6.3. Далее в п. 6.5 имеется ссылка на ГОСТ Р 53316, в соответствии с которым при помощи испытаний должна проверяться работоспо- собность кабельных линий в условиях пожара. Очевидно, что проектировщики при разработке технических решений не в состоянии организовывать такие испыта- ния. Поэтому в большинстве случаев они по умолчанию используют готовые сертифи- цированные наборы из кабелей и средств крепления, получившие неофициальное название "огнестойкие кабельные линии", или ОКЛ. Отсутствие в п. 6.5 явного исклю- чения для случаев, описанных в п. 6.3, привело к тому, что часть специалистов считают необходимым реализовывать ОКЛ и для кабелей без индекса FR, что на прак- тике возможно только при помощи огне- стойких коробов. Это мнение поддержива- ется заинтересованными поставщиками ОКЛ. Получается, что вопрос отсутствия необходи- мости организации ОКЛ для электропрово- док, описанных в п. 6.3, требует дополни- тельных пояснений со стороны разработчи- ков свода правил и учета в последующей редакции документа. Другой вопрос касался п. 6.6, в котором запрещается совместная прокладка кабе- лей питания систем противопожарной защиты (СПЗ) и кабелей линий связи СПЗ в одном коробе, трубе-жгуте и замкнутом канале строительной конструкции. Суть вопроса в том, что считать линиями пита- ния. Многие специалисты полагали, что речь идет о любом питании, в том числе линиях с напряжением 12–24 В. Такой под- ход значительно усложняет монтаж множе- ства адресных устройств (извещателей, оповещателей, релейных блоков), требую- щих отдельного питания из-за необходи- мости прокладывать два разных короба к каждому такому элементу системы пожарной автоматики. Однако на форуме стало известно разъяснение п. 6.6 со сто- роны разработчиков СП 6 о том, что под питанием систем противопожарной защиты следует понимать электроснабжение исполнительных устройств СПЗ (двигате- лей, приводов типа ПД, насосных станций и др.) напряжением 220 В и выше и что текст п. 6.6 будет скорректирован при раз- работке первого изменения действующей редакции. Этот поворот, безусловно, нельзя не приветствовать! Остается только допол- нительно выяснить, можно ли в этом случае использовать разные жилы одного кабеля для питания низковольтного оборудования и информационного обмена. Хочется надеяться, что подобные дискуссии будут способствовать совершенствованию нормативных документов и сокращению в них числа спорных моментов при приме- нении. n Максим Горяченков Редактор раздела "ОПС, пожарная безопасность", руководитель отдела технической поддержки ЗАО "НВП "Болид" КОЛОНКА РЕДАКТОРА Дискуссии о применении СП 6.13130.2021 О Х Р А Н Н А Я И П О Ж А Р Н А Я С И Г Н А Л И З А Ц И И . П О Ж А Р Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь Противопожарная профилактика М ЧС России утвердило программу про- филактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области пожарной безопасности при осу- ществлении федерального государственного пожарного надзора на 2023 г. В документе представлена также отчетность за 9 месяцев 2022 г. Проведено 28 232 конт- рольно-надзорных мероприятий, выявлено 194 121 нарушение обязательных требова- ний пожарной безопасности. Сотрудниками МЧС России осуществлено 41 947 внеплано- вых выездных проверок, по итогам которых выявлено 93 952 нарушения. Процент выполнения предписаний органов государственного пожарного надзора соста- вил 66,6%. Направлено 25 181 сообщений в органы власти и 11 226 в органы прокуратуры о неудовлетворительном противопожарном состоянии объектов защиты. Всего за отчетный период устранено 191 882 нарушения обязательных требований, выявленных при проведении контрольно- надзорных мероприятий. Согласно данным МЧС России, основной причиной возникновения пожаров в зданиях и сооружениях поднадзорных объектов в 2022 г. стало неосторожное обращение с огнем. По этой причине произошло 5 985 пожаров, в том числе из-за неосторожности при куре- нии – 2 113. Значительное количество пожаров (5 639, рост на 31,9%) произошло из-за аварийных режимов работы электрических сетей и обо- рудования, а также нарушения правил устройства и эксплуатации печного оборудо- вания (609, рост на 13,4%). В 2023 г. приоритетом для ведомства в сфере надзорной деятельности станут про- филактические визиты. При проведении профилактического визита пожарный инспектор сможет установить нарушения и порекомендовать пути их устранения. В случае обнаружения грубейших наруше- ний требований пожарной безопасности, которые представляют угрозу для жизни и здоровья людей, представитель МЧС Рос- сии может обратиться в прокуратуру для согласования внеплановой проверки. В 2023 г. вступил в силу ряд изменений в законодательство, согласно которым собст- венники или арендаторы зданий могут за два месяца до проведения плановых прове- рок обратиться в МЧС с просьбой провести профилактический визит. В отношении школ и детских садов, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого рисков, будет проводиться обязательный профилак- тический визит, не предусматривающий воз- можности отказа от него. n По материалам www.ru-bezh.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw