Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2022

С И С Т Е М Ы К О Н Т Р О Л Я И У П Р А В Л Е Н И Я Д О С Т У П О М 90 В сероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океаногра- фии (ФГБНУ ВНИРО) – базовое научное учреж- дение рыбохозяйственной отрасли России, объ- единяющее в качестве филиалов 29 научных организаций от Калининграда до Командорских островов. Более половины судов ВНИРО осна- щены системами контроля и управления досту- пом. Важно подчеркнуть, что все суда института относятся к рыбопромысловым, выполняя при этом научные исследования . Их экипаж состоит из команды и научной группы. Зачем нужны системы контроля и управления доступом на судах Для начала разберемся, что такое СКУД – необходимость или система, интегрируемая в общий перечень задач, стоящий перед судо- владельцем. Наличие в организационной форме компании букв "Г" и "Б", означающих "государственное" и "бюджетное", предполагает тщательный конт- роль соответствующих внутренних подразделе- ний за тем, на что выделяются деньги и как они тратятся. Поэтому выбор того или иного обору- дования должен быть максимально обоснован. Чем шире функционал, чем больше задач оно закрывает, например учет вахтенного времени, зонирование передвижений, помощь при про- верке ведения журналов машинного отделения, тем проще будет лицу, отвечающему за транс- портную безопасность, доказать его актуаль- ность и целесообразность. История появления СКУД на судах Данный подраздел следовало бы озаглавить "История возникновения проблемы установки СКУД на судах". Слово "проблема" здесь принци- пиально важно. Итак, любые идеи установки новых систем на судне начинаются, условно гово- ря, не со звука дрели, а со скрипа пера. В течение нескольких месяцев ведется переписка с соответ- ствующими ведомствами и отправляются запросы о том, как планируемую систему совместить с выполнением требований по пожарной без- опасности, безопасности мореплавания. Мы пошли в свое время именно этим путем, апелли- руя к постановлению Правительства РФ от 08.10.2020 г. №1637 "Об утверждении требова- ний по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транс- портных средств морского и внутреннего водного транспорта", которое говорит о необходимости установки технических средств, обеспечивающих контроль доступа. Первое время мы пытались находить обоснования именно в том, что на судне уже существуют организационные меры, есть система ключей и система вторых ключей. То есть контроль доступа в те помещения, где этот конт- роль должен происходить, на судне уже суще- ствует без оснащения его какими-либо электро- механическими либо электронными устройства- ми. Далее мы обращаемся к постановлению Пра- вительства РФ от 26 сентября 2016 г. № 969 "Об утверждении требований к функцио- нальным свойствам технических средств обес- декабрь 2022 – январь 2023 www.secuteck.ru Максим Стельников Начальник отдела транспортной безопасности флота ФГБНУ ВНИРО www.vniro.ru Установка СКУД на судах. Опыт судовладельца Функционал систем контроля и управления доступом (СКУД) на судах как технических средств обеспечения транспортной безопасности во многом схож с использованием подобных систем в других областях, но одновременно имеет свои особенности, кото- рые важно учитывать как судовладельцам, так и поставщикам. В данной статье речь пойдет о специфике выбора, закупок и эксплуатации СКУД на морских судах КОЛОНКА РЕДАКТОРА СКУД и учет отраслевых особенностей заказчика С истемы контро- ля и управле- ния доступом (СКУД) давно и прочно обосно- вались в топе систем безопасно- сти, и нет нужды доказывать их важ- ность и необходи- мость. В то же время в чистом виде для заказчика их эффек- тивность не так очевидна в сравнении с вари- антом интегрированных систем, когда СКУД либо использует получаемые от других систем данные, либо передает их сторонним систе- мам. Если посмотреть еще глубже и пообщаться заказчиками из разных верти- кальных рынков, можно уловить одну общую и важную тенденцию, а именно интеграцию и решение задач, не связанных напрямую с системами доступа, но логически связанных с данной системой по своей сути. Специфи- ческие отраслевые задачи стали диктовать функционал, который реализуется с помощью СКУД. Простейший и яркий пример – горнорудная отрасль, где помимо фильтрации по принци- пу "свой/чужой" СКУД должна отслеживать ряд дополнительных условий, от которых зависит допуск или недопуск персонала на территорию и в рабочую зону. Категорически запрещен доступ лицам в алкогольном опья- нении, находящимся под воздействием нар- котических веществ, лицам с температурой и повышенным давлением. В первом случае подразумевается организация взаимодей- ствия СКУД с алкотестерами, в остальных – интеграция с автоматизированными медка- бинетами. Но это еще не все, СКУД не должна пускать лиц, не прошедших инструктаж и не получивших обязательный комплект защит- ного оборудования и экипировки. Это подра- зумевает обязательное взаимодействие СКУД с соответствующими системами учета, раз- вернутыми на предприятии. Вроде бы какое отношение это имеет к СКУД? Да самое что ни на есть прямое: лица, не выполнившие хотя бы одно из обязательных условий, не могут быть допущены на рабочее место. Таким образом, вопрос интеграции СКУД со сторон- ними информационными системами управ- ления предприятием становится ключевым, с учетом индивидуальной отраслевой специ- фики объекта, географического положения, индивидуальных требований заказчика и пр. Алексей Гинце Редактор раздела "Системы контроля и управления доступом", директор по связям с общественностью компании "ААМ Системз"

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw