Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2022
С И С Т Е М Ы К О Н Т Р О Л Я И У П Р А В Л Е Н И Я Д О С Т У П О М 91 печения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности". В дан- ном постановлении есть также отсылки к несколь- ким важным нам ГОСТам, которые в ответ на наши запросы потребовал соблюсти Минтранс. Совместимость систем Первый вопрос, возникший при установке СКУД, был связан с совместимостью с системой пожар- ной безопасности. На наших судах критическим элементом является только рубка, что стало воз- можно как раз благодаря вступлению в силу новых Требований (постановление Правитель- ства РФ№1637). СКУД устанавливается в рубке, которая считается критическим элементом согласно принятым в 2020 г. изменениям зако- нодательства. Раньше критических элементов было больше, и система должна была быть уста- новлена также в румпельном и машинном отде- лениях. Требования оптимизировались, критиче- ский элемент теперь один, но остался вопрос: каким образом произойдет эвакуация людей и останется ли возможность это сделать в случае пожара либо захвата рубки, откуда идет управ- ление этой системой? Что будет, если система не сработает и начнется пожар? Минтранс дал ответ, что систему отключает оператор, который нахо- дится на пункте управления, то есть в рубке. Остался открытым такой момент: что происходит, если оператор системы уже потерял сознание? Существует также вопрос совместимости систе- мы контроля и управления доступом с осталь- ными системами, имеющимися на судах. Наш флот не отличается новизной. Как правило, тех- нические средства обеспечения безопасности вместе с навигационным оборудованием – самое современное оборудование на судне, что осложняет задачу интеграции. Пока ответ груст- ный и однозначный: средства обеспечения транспортной безопасности, в том числе СКУД, никак нельзя интегрировать ни с пожарной сиг- нализацией, ни с какой-либо другой системой. Возможно, частичное решение этой задачи может быть построено не столько на интегра- ции, сколько на расширении функционала, придумав например, где система пожарной сигнализации сможет принести пользу, помимо своего первичного назначения. Условия эксплуатации системы контроля и управления доступом Для более предметного и успешного диалога с производителем или вендором важно, чтобы всем сторонам были заранее понятны и учтены условия эксплуатации оборудования. Напри- мер, нам бы хотелось устанавливать СКУД не только на рубке, как нам предписывают требо- вания, но и на месте примыкания трапа, что помогло бы в учете рабочего времени. Но здесь бывают волны, а это соленая морская вода – крайне агрессивная среда для электрооборудо- вания. Например, люки в румпельном машин- ном отделении – это люки на верхней палубе, которые даже при среднем волнении на море постоянно окатываются волнами. Помимо этого, есть постоянная вибрация. Сле- довательно, для нас критично пресловутое судовое исполнение оборудования. Существует добровольное одобрение регистра, морского и речного, но сейчас мы говорим больше о морских судах, где воздействие агрес- сивных сред значительно больше. Интересно, что СКУД не входит в состав судового оборудо- вания, на которое требуется обязательное одоб- рение регистра. Регистр проверяет, насколько вы не помешали эксплуатации других систем, насколько подключение данной системы соот- ветствует в том числе энергобезопасности судна, насколько правильно вы прошли переборки, чтобы не допустить попадания воды между водонепроницаемыми переборками. Остается под вопросом, какая именно органи- зация контролирует соответствие требованиям условий эксплуатации. Никто из судовладель- цев и ответственных за обеспечение транспорт- ной безопасности на них как субъектах транс- портной инфрастуктуры не хотел бы стать испы- тателем столь важных систем в наших суровых условиях. В итоге мы получаем оборудование, которое сертифицировано по постановлению Прави- тельства РФ от 26 сентября 2016 г. № 969, что увеличивает его стоимость, но при этом не учи- тывает конкретный вид транспорта и условия его эксплуатации. Опыт использования СКУД Получив все необходимые комментарии от Минтранса Россиии и Российского морского регистра судоходства, мы, во многом на свой страх и риск, приступили к установке системы контроля и управления доступом. Так получи- лось, что ФГБНУ ВНИРО установило СКУД на судах в числе первых. Конечно, у нас есть опре- деленные замечания по эксплуатации, но мы их решаем по мере возникновения с производите- лем и обслуживающей организацией. По сравнению с другими отраслями у нас есть послабление со стороны законодательства: судно, выходя из порта и покидая наши терри- ториальные воды, может уйти в Индийский океан или в Антарктиду и мы не обязаны пере- давать данные судовладельцу в режиме онлайн. Законодательно установленный срок хранения данных – 30 дней. При этом никто не запрещает хранить их дольше, просто увеличив емкость жесткого диска. С другой стороны, система работает идеально тогда, когда она не дублирует другую. Производитель оборудова- ния нам подсказал решение: данные с системы видеонаблюдения и системы СКУД приходят не на два разных контроллера, они приходят на жесткий диск автоматизированного рабочего места. Данное АРМ и является ядром системы. Мы также задумывались о биометрии, об использовании системы видеонаблюдения как части СКУД, но на тот момент на ряде судов система видеонаблюдения уже стояла. Все, что мы смогли сделать, – это увязать место хране- ния данных на одном жестком диске. Обучение экипажа работе с техническими средствами обеспечения транспортной безопасности Закупки оборудования для таких организаций, как наша, происходят через государственные площадки. В итоге часто получается, что каж- дый филиал – а у нас их целая сеть – и каждое судно оборудуются системами СКУД и видео- наблюдения от разных производителей, с сер- тификатами разного срока действия. Разли- чаются также все интерфейсы ПО, с которыми работают члены экипажа, отвечающие за съем данных. Обеспечение взаимодействия с системой – лишь малая часть обязанностей соответствую- щего члена экипажа, поэтому понятный и доступный мануал от производителя был бы огромным подспорьем. Речь не о традицион- ной инструкции, а о видеоматериалах, под- сказках на сайте, семинарах по общим вопро- сам и по отдельным задачам. Даже на сайтах некоторых производителей бывает мало информации, позволяющей сделать выводы о системах, в частности о возможных условиях эксплуатации. n www.secuteck.ru декабрь 2022 – январь 2023 www.vniro.ru www.vniro.ru Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw