Журнал "Системы Безопасности" № 6‘2022

С И С Т Е М Ы К О Н Т Р О Л Я И У П Р А В Л Е Н И Я Д О С Т У П О М 94 Организация контроля помывки работников Чтобы зайти на любой объект, связанный с выращиванием, работник должен обязатель- но пройти помывку через душевую. Это также важный элемент биобезопасности. На площадках выращивания находится КПП с санпропускником, где реализован контроль помывки работников. Сотрудник оставляет свою одежду, в которой он был на улице, в одной раз- девалке, а после помывки в раздевалке при душевых надевает обработанную и специально постиранную одежду и уже в ней выходит в "чистую" зону на работу. Обратный процесс происходит так же, за исключением того, что сотруднику не нужно осуществлять помывку. Как контролируется помывка сотрудника? По понятным причинам ставить камеры в душевые нельзя, поэтому на предприятии действуют определенные нормативы и нормы. Один из вариантов контроля – отслеживание времени нахождения сотрудника в душевой с помощью СКУД (рис. 2). Обычно тайминг в программе выставлен на 5–6 минут. Если сотрудник зашел в душевую и вышел в "чистую" зону раньше времени, срабатывает тревога. Охранники и операторы ситуационного центра видят, что произошло нарушение биобезопас- ности, событие заносится в базу данных, и затем на его основании принимаются дисциплинар- ные меры. Этот подход позволяет существенно снизить вероятность заражения и повысить уро- вень защищенности объектов. Если четыре года назад на тестовых площадках было обнаружено, что сотрудники особо не проходили помывку и происходило от 10–15 нарушений в день, то с реализацией системы и введением штрафов для конкретных работников теперь бывают лишь единичные нарушения в месяц. Другой, более совершенный, вариант контро- ля помывки работников – это система автома- тической подачи воды. На рис. 3 представлена ее структурная схема. Принцип действия заключается в том, что в душевой стоит дат- чик. Если человек не попадает в зону действия датчика или датчик вовсе не срабатывает, зна- чит, человек не принимает душ должным образом либо никакой помывки не происхо- дит. В этом случае на централизованный пункт ситуационного центра отправляется сообще- ние о нарушении биобезопасности. Время помывки также замеряется – около 5–6 минут на каждого человека. Соблюдение санитарных разрывов Структурная схема СКУД в части контроля за соблюдением санитарных разрывов будет работать только в том случае, если сформиро- вана пирамида биобезопасности (рис. 4). Как было указано выше, она включает в себя пло- щадки более высокого и более низкого статуса, где 0А – самый высокий уровень, 0Б – более низкий. Например, с площадки высокого стату- са 0А можно перейти на площадку более низ- кого уровня 0Б без санитарного разрыва. При необходимости (карантинные мероприятия и т.д.) оператор вносит корректировки в про- грамму на сервере централизованной СКУД. Машинное зрение на КПП В настоящее время ведутся работы по созданию контроля за соблюдением биобезопасности с помощью машинного зрения. В 2022 г. прошло тестирование этого метода выявления наруше- ний. Отрабатывались сценарии прохождения работника через дезинфекционный коврик с мытьем рук в санитайзере и прохождением работника через турникет. Оба сценария ста- бильно фиксировали нарушения, если они были. Процесс фиксирования нарушений по первому сценарию следующий. На каждом объекте выращивания находится КПП с санпропускни- ком, где располагается охрана и турникет. Перед тем как приложить карту к считывателю и пройти на объект, сотруднику нужно насту- пить на дезинфекционный коврик и обработать руки санитайзером, иначе турникет его не пустит. Могут быть разные варианты прохожде- ния коврика: человек может наступить только одной ногой, вообще не наступить, просто его обойти, а правильно – наступить на него двумя ногами. То же самое с санитайзером: можно просто поднести руки, но не нажать на него для получения дезинфицирующей жидкости. Процесс фиксирования нарушений по второму сценарию следующий. Работник пролезает под турникетом или его перепрыгивает без прикла- дывания карты доступа (или с прикладыванием карты доступа) к считывателю. Происходит фиксация этого нарушения с помощью машин- ного зрения. Тестирование показало положительные резуль- таты: удалось зафиксировать порядка 90% нарушений. Этот сценарий будет внедрен в новых проектах и планируется для реализации на всех площадках компании. n декабрь 2022 – январь 2023 www.secuteck.ru Рис. 4. Таблица санитарных разрывов Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw