Журнал "Information Security/ Информационная безопасность" #2, 2021

тико-ориентированными курсами, кото- рые читают для наших студентов про- фильные компании. Например, сейчас специально для наших ребят проводятся онлайн-курсы от "Лаборатории Каспер- ского", компаний "Позитив Технолоджис" и "ИнфоТеКС", которые, как и M*CTF, являются неотъемлемым практическим дополнением для компетенций, форми- руемых дисциплинами учебных про- грамм, например по безопасности веб- приложений, безопасности сетей, аппа- ратно-программных средств, операцион- ных систем и данных "десятки". Всеобщим праздником становится финал M*CTF, который уже пять лет проводится на площадке МТУСИ. В отбо- рочных соревнованиях приняло участие около 250 команд. Кстати, наша команда попала в число десяти лучших, но участие в финале будет принимать лишь в каче- стве гостевой, ведь задания разрабаты- ваем мы сами. В этом году мы провели в традиционное время, но в онлайн- формате, наверное, один из лучших в нашей истории финалов с участием деся- ти лучших команд Москвы. Необходимо отметить и состав партнеров соревнова- ний, среди которых компании "Код Без- опасности", "Лаборатория Касперского", Mail.Ru Group, Воентелеком. Конечно, пять лет назад, когда мы только начинали знакомиться с движе- нием M*CTF, о таком можно было только мечтать! Тогда большую организатор- скую и информационную помощь нам оказала АРСИБ, и прежде всего Виктор Владимирович Минин, за что ему боль- шое спасибо! – Какие различия в уровне под- готовки студентов вы заметили после начала проведения CTF- турниров в 2016 г.? – Как отмечают работодатели, уровень подготовки в нашем университете всегда высок. Различия возникают только в наполненности контента подготовки, который с каждым годом становится все сложней и многообразней. Разве могли мы пять лет назад представить себе, например, такой сегодняшний тренд, как широкомасштабное приме- нение искусственного интеллекта при обнаружении и управлении инцидентами ИБ! Очень важная черта *CTF заключа- ется в том, что каждый новый тренд ИБ сразу же появляется в качестве заданий на соревнованиях. Заметны стали различия и в компе- тенциях самих ребят. Это сквозные зна- ния и навыки сразу в нескольких смеж- ных областях ИБ (одна из основных составляющих общекомандного успеха в M*CTF), сочетание профильных ком- петенций с навыками разработчика, сисадмина и аналитика, подкованность в написании кода, быстрота мышления и принятия решений, – все это говорит, кстати, о полученной в вузе хорошей базисной подготовке. Что касается наших ребят, то большую роль в их под- готовке играет знаменитая на всю страну кафедра информационной безопасности моего факультета, большая часть пре- подавателей которой одновременно работает в ведущих компаниях отрасли. – Насколько востребованы навыки, получаемые при подго- товке и игре M*CTF среди рабо- тодателей? – Если мы говорим о профессиональ- ных компетенциях, то навыки, демон- стрируемые в игре M*CTF, имеют самое прямое отношение к квалификационным требованиям работодателей. Они могут быть востребованы в целой гамме пози- ций, например пентестера, специалиста по разработке безопасного ПО, адми- нистратора серверов и сервисов, спе- циалиста по компьютерным сетям. Сегодня работодатель как никогда ранее заинтересован в квалифициро- ванном специалисте, умеющем работать в команде, на которого не нужно тратить ресурсы и время "на доводку". Очень важен опыт практической работы, при- чем с возможностью применения его в реальных и экстремальных ситуациях. Именно такие компетенции и помогает сформировать M*CTF. Участие, а особенно победы в турни- рах CTF, по словам наших партнеров- работодателей, можно смело записывать в резюме. – Какие результаты для сту- дентов дало появление CTF, какие новые компетенции это помогло им освоить? – Игра в CTF призвана помочь сфор- мировать как профессиональные, так и личностные компетенции, важные для каждого студента и востребованные работодателем. Из личностных особенно ценны навыки работы в команде и уме- ние выстраивать взаимоотношения в рабочем коллективе. Это ведь необхо- димо и для разработчиков, и для внед- ренцев, для руководителей проектов и для сейлов. Для некоторых позиций, например связанных с анализом и про- гнозированием рисков ИБ, важны также аналитические способности, тоже фор- мируемые CTF. Как я уже говорил, CTF дополняет компетенции студента, формируемые во время прохождения образовательной программы. Кроме того, важно отметить, что компетенции M*CTF находятся в русле реализуемых моим факультетом КиИБ МТУСИ активностей по созданию учебно-научного потенциала в сфере использования искусственного интел- лекта в задачах ИБ. С этой целью на факультете проводятся работы по соз- данию уникального учебного центра по обнаружению и управлению инцидента- ми ИБ (SOC), а также по организации подготовки к независимой сертификации CEH (Certified Ethical Hunter). – Насколько эта история популярна у абитуриентов и как они относятся к подобным актив- ностям на факультете? – История эта суперпопулярна! Взять хотя бы первокурсников. Буквально все первокурсники "десятки" участвуют в кружке и уже играют в M*CTF. Скла- дывается ощущение, что все кубки CTF будут нашими! Ребята полностью поддерживают активности факультета КиИБ, участвуя в любой активности CTF. В качестве примера могу сказать, что на участие в финале M*CTF в качестве волонтеров среди студентов более чем за месяц до его проведения уже возникла большая конкуренция. – студенты МТУси активно при- нимают участие в Летней школе M*CTF. Что им это дает в плане образовательного процесса и дальнейшего трудоустройства? – Вы правы, наши ребята являются постоянными и, наверно, самыми мно- гочисленными участниками Летней школы M*CTF. Это стало возможным благодаря позиции ректора университета Сергея Дмитриевича Ерохина, всячески поддерживающего развитие движения CTF в МТУСИ. Основное требование к ребятам, кроме хорошей успеваемо- сти, – горящие глаза и желание биться за МТУСИ на полях CTF. Как известно, участие в Летней школе – это не только игра, общение и классное времяпровождение с единомышленни- ками, но еще и учеба. Организаторы в лице АРСИБ постоянно приглашают к участию в школе представителей круп- нейших профильных компаний с мастер- классами и презентациями. Ребята полу- чают не только профильные знания и уме- ния, но и понимание внутренней корпо- ративной культуры компаний своего потенциального трудоустройства. – Какие навыки получают орга- низаторы и разработчики турни- ров и насколько они важны? – Я не буду перечислять список актив- ностей при подготовке турниров, в част- ности финала M*CTF. Это большая, кро- потливая и ответственная работа, вклю- чающая не только организационную дея- тельность, но и обеспечение работоспо- собности платформы и инфраструктуры, разработку и непосредственную под- держку заданий. У нас так сложилось, что команда орга- низаторов и разработчиков заданий в основном состоит из студентов. Без муд- рого руководства, конечно, не обходится, но фактически ребята сами инициируют, предлагают, разрабатывают, сами и отве- чают за результаты работы. l • 45 Профессия www.itsec.ru Ваше мнение и вопросы присылайте по адресу is@groteck.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw