Журнал "Information Security/ Информационная безопасность" #2, 2022

75% опрошенных утвер- ждают, что образование должно содержать больше отраслевой специфики. В образовании в области ИБ есть две разнонаправ- ленные тенденции: необхо- димость получения хороших фундаментальных знаний, которые обеспечат понима- ние основ информационной безопасности, и необходи- мость владения современ- ными, в том числе "остро- модными", технологиями. Рис. 1 примечателен еще и тем, что на нем есть вектор Д – это регуляторы, и работодатели вынуждены руководствоваться разработанной ими норматив- ной базой. С одной стороны, их как бы не видно, но на самом деле на движение "воза обуче- ния" в Российской Федерации они влияют весьма сильно. Достаточно сказать, что по ряду направлений программы под- готовки должны быть согласо- ваны с регуляторами. На основании модели "лебе- дя, рака и щуки" можно пред- полагать, что одним из ключе- вых моментов в обеспечении качества образования являются профессиональные и образо- вательные стандарты, точнее их взаимооднозначная связка. Опрос показал, что в целом респонденты знают о существо- вании образовательных стан- дартов. Если рассматривать долю значимости в обеспечении качества образования, то она составляет, как следует из опро- са, только половину от всей совокупности факторов, влияю- щих на качество образования. При этом готовность участво- вать в доработке образователь- ных стандартов отметили толь- ко 40% опрошенных, что в прин- ципе подтверждает предыду- щий тезис: наличие стандар- та – только часть, при этом даже не ведущая, в обеспече- нии качества образования. Отраслевая специфика Следующий момент, на кото- рый следовало бы обратить вни- мание: в образовательных стан- дартах ключевым является сочетание общепрофессиональ- ных и профессиональных ком- петенций. Для практической работы важно сочетание про- фессиональных компетенций и знаний предметной области. Понятие информационной без- опасности развивается, транс- формируется, и на сегодняшний день уже нет информационной безопасности "вообще". Есть информационная безопасность в определенной сфере, которая учитывает отраслевую специ- фику и "завязана" на нее. Это фактически определяет резуль- тат спора между сторонниками и противниками специализации в информационной безопасно- сти. Так, можно утверждать, что существует своя специфи- ческая информационная без- опасность в банковской сфере, аналогично появляется своя информационная безопасность в сфере энергетики и ТЭК. Как следствие, 75% опрошенных утверждают, что образование должно содержать больше отраслевой специфики. И это, по нашему мнению, резерв для повышения качества образова- ния. Следующим моментом, содержащим внутреннее про- тиворечие, является, с одной стороны, стремление работода- теля получить выпускника, пол- ностью соответствующего теку- щим потребностям предприя- тия. С другой стороны, учитывая принцип "рыба ищет, где глуб- же", необходима перестройка функциональных процессов, а значит, методов и способов обеспечения информационной безопасности. Так, выпускники соответствовали требованиям работодателя (полностью или в основном) только примерно в 15% случаев. Следовательно, они должны либо самостоятель- но, либо под руководством более опытных специалистов суметь адаптироваться под новые обстоятельства. Поэтому в такой ситуации бо' льшую роль играет не набор конкретных знаний и умений, а способность адаптироваться к меняющимся обстоятельствам. Следствием из сформулиро- ванных рассуждений является необходимость иметь в учебном плане предметы, позволяющие сформировать у студентов понимание основ информацион- ной безопасности, ее базовых механизмов. Как представляет- ся, указанные знания должны ими применяться в случае необходимости перестройки функциональных процессов без получения от регуляторов или заказчиков конкретных указа- ний по решению возникших про- изводственных задач. Таким образом, в образова- нии в области ИБ есть две раз- нонаправленные тенденции: необходимость получения хоро- ших фундаментальных знаний, которые обеспечат понимание основ информационной без- опасности, и необходимость владения современными, в том числе "остромодными", техно- логиями. На наш взгляд, выиг- рают те учебные заведения, которые смогут обеспечить такое сочетание. По результатам опроса обра- щает на себя внимание ориен- тация в первую очередь на зару- бежные, а не на отечественные источники информации по ИБ. 30 • СПЕЦПРОЕКТ Критика советского, а теперь и российского стиля образования идет многие годы. Она активизируется каждый раз, когда выясняется, что вчерашний выпускник не соответствует требованиям, предъ- являемым работодателем. Но корень проблемы заключен не в рос- сийской специфике: в иностранной прессе активно идет критика англосаксонского стиля образования, который ориентируется на получение студентом практических компетенций. Но там работода- тель недоволен отсутствием как раз фундаментальных знаний и широкой эрудиции, ведь это затрудняет получение новых навыков. Так что стоит воспринимать критику как нормальную обратную связь, но вместе с тем искать пути, как уменьшить разрыв между требованиями работодателей и возможностями выпускников вузов. Информационная безопасность напрямую основывается на инфор- мационных технологиях, которые за последние десятилетия стреми- тельно развиваются и трансформируются. Если в начале 2000-х гг. обычной практикой являлось использование отдельного сервера под каждую задачу, то сейчас уже никого не удивишь контейнерной вир- туализацией на уровне приложений и облачными технологиями. Усложняется технологический стек, а вместе с ним изменяются и спо- собы реализации ИБ. В такой ситуации вузы априори не имеют воз- можности вовремя подстроить свои учебные программы под новые реалии. В лучшем случае они могут выпускать студентов с широким кругом знаний, которые способны адаптировать свои умения и быстро наращивать компетенции под текущие рабочие задачи. Сократить возникающий разрыв между знаниями выпускника и требованиями работода- теля можно только совместной работой вузов и основных игроков на рынке ИБ. Прохождение практики на предприятиях и чтение вузовских лекций представителями рабо- тодателей могут дать студентам необходимые актуальные и практические знания. Неплохим подспорьем для будущих профильных специалистов станет временное трудо- устройство на предприятиях на время летних каникул. А это прежде всего вопрос инициативы руководителей компаний. Дмитрий Овчинников , главный специалист отдела комплексных систем защиты информации компании “Газинформсервис” Комментарий эксперта

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw