Журнал "Information Security/ Информационная безопасность" #2, 2022
Это говорит о том, что в целом мы пока проигрываем иностран- ным ИБ-вендорам как в части идей, так и в части реализации решений. Это опять приводит к определенному противоречию: российские регуляторы форми- руют собственные подходы, но рядовые предприятия предпочи- тают ориентироваться на зару- бежные решения. Следствием является запрос на доведение до студентов материалов из зарубежных источников инфор- мации по ИБ. Возвращаясь к исходному посылу, отмечаем, что значи- тельная доля опрошенных не удовлетворена качеством выпускников. Повышение каче- ства возможно фактически несколькими путями: l через более точные и акту- альные профессиональные и образовательные стандарты; l через участие сотрудников предприятий в образовательном процессе в качестве препода- вателей; l через оснащение вузов свои- ми разработками. Лучше всего предприятия реагируют на возможность про- ведения практики для студен- тов: такая форма получила под- держку около половины опро- шенных. Заключение В качестве итога данного краткого обзора можно отме- тить следующее. Основная неудовлетворенность каче- ством образования формиру- ется со стороны работодателей. Вместе с тем только незначи- тельная доля компаний, рабо- тающих в сфере ИБ, участвует в формировании обратной связи. Представляется, что более активное участие ком- паний в образовательной дея- тельности в сфере ИБ (в раз- личных формах) позволит в целом вывести качество обра- зования на новый уровень. Проведение опросов и иссле- дований позволяет подгруппе по кибербезопасности НТИ "Энерджинет" выявлять акту- альные проблемы в области информационной безопасности и стимулировать их обсуждение в профессиональной среде. Наличие в подгруппе предста- вителей различных профессий отрасли позволяет формиро- вать позицию, не связанную с деятельностью конкретных организаций, а также выраба- тывать актуальные предложе- ния, представляющие интерес для широкого круга возможных потребителей. Исследования подгруппы сви- детельствуют о том, что для достижения наиболее высоких результатов в части обеспече- ния информационной безопас- ности в Российской Федерации требуется сфокусировать уси- лия на работах, связанных с гармонизацией нормативной правовой и методической базы, усилении платформ и инстру- ментов для подготовки молодых и развития существующих спе- циалистов, а также поощрении и развитии экспертного сообще- ства. l • 31 ИмпортозамещенИе www.itsec.ru Ваше мнение и вопросы присылайте по адресу is@groteck.ru Проблемы импортозамещения и кадров давно являются актуаль- ными в сфере информационной безопасности. Особую актуальность вопрос импортозамещения приобрел в связи с изданием Указа Президента РФ от 30 марта 2022 г. № 166 "О мерах по обеспечению технологической независимости и без- опасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации", согласно которому с 1 января 2025 г. подавляющему большинству субъектов КИИ запрещается использование иностран- ного программного обеспечения на значимых объектах. Пока что запреты касаются программного обеспечения ввиду того, что ситуа- цию с отечественными аналогами в этой части можно охарактери- зовать как более-менее нормальную. Но следующим шагом с боль- шой вероятностью будет запрет на применение зарубежной элек- тронной компонентной базы. При этом отечественная электронная компонентная база на текущий день практически отсутствует. Довольно старая, но так и не решенная проблема подготовки ква- лифицированных и готовых к полноценному выполнению функцио- нальных задач кадров. Информационную безопасность часто при- равнивают к инженерным специальностям, однако практическая деятельность специалистов по информационной безопасности очень тесно связана и с гуманитарными дисциплинами, в частности с юриспруденцией. Если посмотреть размещаемые работодателями вакансии, практически везде в требо- ваниях фигурирует знание 152-ФЗ или 187-ФЗ. Но одного знания – мол, прочитал и запомнил – мало, важно также понимание принципов правоприменения. В частности, важно понимать (хотя бы базово) специфику и отличие частного от публичного права, материального от процессуального. Так, например, специалисты по ИБ часто восприни- мают процедуру аттестации как некое требование по обеспечению информационной безопасности. Но аттестация – это не требование по защите информации, а процедура (процесс) подтверждения выполнения требований, обязанностей, установленных мате- риальным правом. Естественно, что таким моментам практически не уделяют внимания в учебных заведениях (исключение могут составлять отдельные преподаватели-практики) и студенты зачастую воспринимают гуманитарные дисциплины как нечто второстепенное, неинтересное. К слову, данную проблему отмечает и регулятор. Так, на одном из координационных советов, посвященных подготовке специалистов, в котором принимал участие автор, руко- водством одного из территориальных органов ФСТЭК России было обозначено, что наблю- дается неверное толкование и/или непонимание требований, изложенных в документах регуляторов, что требует дополнительных усилий образовательных учреждений в части юридической подготовки специалистов. Безусловно, присутствует и отраслевая специфика: АСУ ТП в энергетике сильно отли- чаются от АСУ ТП, например, в металлургии. Еще больше различий можно найти с банков- ской сферой (где, если говорить о бизнес-процессах, АСУ ТП вообще нет). Однако если мы говорим про подготовку специалиста, то основной акцент должен быть сделан на привитии базовых, характерных для всех отраслей экономики навыков. Дело в том, что реалии современного рынка труда таковы, что специалисты меняют специализацию (часто совместно с местом работы) в среднем раз в 3–5 лет. При этом и отраслевую специфику также можно учесть в процессе обучения, ее следует прорабатывать на этапе подготовки выпускной квалификационной работы, когда у студента уже есть понимание относительно своего будущего работодателя. На этом же этапе проще привлечь к данной работе практиков, например, в рамках производственной практики или как участников государственной экзаменационной комиссии. Ведь преподавать по совме- стительству в вузе или ссузе, а по сути иметь общественно полезную нагрузку, окупающую лишь затраты на ее осуществление, готов не каждый профессионал. Константин Саматов, член Правления Ассоциации руководителей служб информационной безопасности Комментарий эксперта
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw