Журнал "Information Security/ Информационная безопасность" #2, 2022

Опыт работы в Веб 1.0 был статичным и лишенным возможности легко созда- вать собственные сайты. Этот период характеризовался тем, что создателей контента можно было пересчитать по пальцам, все остальные пользователи Интернета были лишь потребителями. Наступление эпохи Веб 2.0 было озна- меновано торжественным шествием социальных сетей, блогов и подкастов. Веб 2.0 во многом построен на пользова- тельском контенте, юзабилити и функ- циональной совместимости всего со всем. В свою очередь, Веб 3.0 предполагает еще больший контроль со стороны поль- зователей над информацией в Интерне- те. Если в Веб 2.0 информация, попадая в Сеть, технологически больше не при- надлежала пользователю, то в Веб 3.0 будет главенствовать авторское право. Веб 3.0 предполагает также создание семантической сети, что позволит спе- циальным программам обрабатывать контент, а блокчейн-технологии обеспе- чат децентрализацию и идентификацию пользователей через криптокошельки. Взаимодействие с Сетью станет более интерактивным с помощью 3D-интер- фейсов, пользователям будет легче искать контент, таргетированная рекла- ма станет более адресной, а поддержка клиентов – более эффективной. Техно- логии Веб 3.0 уже используются в голо- совых помощниках Siri и Alexa, а также в системах умного дома, и они все боль- ше и больше будут опираться на техно- логии искусственного интеллекта. Выделим пять ключевых особенностей Веб 3.0. 1. За счет семантической верстки про- граммы будут все лучше и лучше распо- знавать и структурировать пользова- тельский контент, а применение техно- логий искусственного интеллекта, обученного на Big Data, поможет пони- мать общение пользователей в Интер- нете. 2. Для Веб 3.0 характерно появление 3D-интерфейсов, которые реализуются в виде Метавселенной – постоянно дей- ствующего пространства виртуальной реальности. Такой опыт уже сейчас доступен пользователям через 3D-видео- игры. 3. Искусственный интеллект – это ключ к превращению пользовательского контента в данные, понятные машинам. Причем главное преимущество заклю- чается в том, что он будет совершен- ствоваться, сокращая человеческое уча- стие в своем обучении. 4. Цифровые криптокошельки зани- мают важное место в Веб 3.0. Любой пользователь может создать кошелек и совершать транзакции, используя его как цифровую подпись. 5. Децентрализация. Стандартом ста- нет открытое распространение инфор- мации среди множества пользователей с помощью блокчейна. Зачем тогда нужен Веб 2.5? Известные мировые бренды уже нахо- дятся на пути к внедрению технологиче- ских элементов Веб 3.0. Например, использование блокчейна и криптовалют в розничной торговле резко возросло с начала 2021 г., в том числе на волне популярности NFT. Однако правовая неопределенность, неустоявшийся поль- зовательский опыт и принципиальная децентрализация препятствуют массо- вости перехода на новую концепцию. Поэтому произошло объединение новых идей из Веб 3.0 с проверенными моде- лями развития, роста и продвижения из Веб 2.0, и эту промежуточную фазу назвали Веб 2.5. По сути, Веб 2.5 – это набор решений, который позволяет пользователям пере- мещаться по инфраструктуре Веб 2.0, используя технологические элементы, относимые к Веб 3.0. Централизованные биржи, рынки NFT и кастодиальные кошельки – все это примеры данного промежуточного этапа развития. При правильном использовании Веб 2.5 пока- зывает свою эффективность, позволяя компаниям выходить на новые рынки, развивать свое сообщество и, что самое главное, захватывать умы молодого поколения пользователей Интернета. Можно отметить три отличительные особенности Веб 2.5, связанные с NFT 1. Права и лицензирование с помощью NFT, который де-факто является объектом интеллектуальной собственности. Он пред- ставляет собой цифровое имущество (кар- тины, аудиодорожки, видео, фотографии, одежду и аксессуары и многое другое), дополненное набором определенных прав на него (специальный сертификат с мета- данными), подтверждающих с помощью блокчейна право собственности на уни- кальные цифровые активы. 2. Соединение физического и цифро- вого. Компании внимательно следят за тем, как использовать NFT, чтобы позво- лить клиентам выкупать физические това- ры и предметы коллекционирования. 3. Аватары (фотографии профиля, PFP) крупных брендов. Как рядовые коллекционеры, так и бренды стали устанавливать NFT-арты в качестве ава- таров вместо своих логотипов. Одной из первых социальных сетей, запустив- ших такой функционал, стал Twitter. Веб 2.5 как концепция реализуется уже в течение нескольких месяцев, и сегодня можно отметить некоторые тенденции, которые определят следую- щую стадию его развития. 1. Надо признать, что Веб 2.5 – это не просто кратковременный переходный этап развития Интернета, а набор реше- ний, которые будут становиться все более функциональными и популярными по мере выхода на рынок. 2. Чтобы оставаться в тренде, NFT предложит пользователям нечто боль- шее, чем просто подтверждение владения цифровыми активами, и ключевое значе- ние будет иметь аспект полезности. 3. Распространение моделей "X to Earn". Чтобы присоединить пользователей к своим NFT-сообществам, компании будут активно применяться схемы "играй, чтобы заработать", "посещай, чтобы зара- ботать", "слушай, чтобы заработать" – и это лишь несколько примеров моделей взаимодействия, которые станут стан- дартом в ближайшем будущем. l 46 • ТЕХНОЛОГИИ Что такое Веб 2.5? рофессиональное сообщество активно обсуждает концепцию третьего поколения Интернета, Веб 3.0. Многие стремятся попасть в этот дивный новый мир, даже несмотря на отсутствие четкого понимания, как он будет работать. И поскольку пока не решены важные концептуальные и технологические вопросы, появилось новое понятие Веб 2.5 как переходного этапа от нынешнего Интернета к Веб 3.0. П Анна Ефимова, PR-менеджер Jasnasoft Ваше мнение и вопросы присылайте по адресу is@groteck.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw