Журнал "Information Security/ Информационная безопасность" #5, 2020

Прямые запреты импорта могут стимулировать мест- ное производство, но не способны скрыть техно- логическое отставание, особенно в области ПО АСУ ТП, системного ПО и обору- дования. В последние годы импортозамещение дек- ларируется как важней- шее направление развития ИКТ для полноценного развития цифровой инфраструктуры и экономики в целом. Необхо- димость импортозамещения обосновывается вопросами национальной безопасности и технологической независимо- сти. Риски для государственных компаний, госструктур, субъек- тов КИИ (критической инфор- мационной инфраструктуры), полностью зависимых от ино- странных технологий, опреде- ленно существуют. Это и пре- кращение поддержки исполь- зуемых решений, и неприемле- мое повышение их стоимости, и опасения от использования возможных недекларированных функций самих продуктов. В то же время, сам процесс перехода на российские технологии не должен создавать дополнитель- ных рисков для потребителей. Заместить любой ценой? Напомним, что импортозаме- щение сегодня – не прихоть отдельных компаний, а государст- венная программа с четко опре- деленными целями. Переход на отечественные разработки пред- усмотрен в национальной про- грамме "Цифровая экономика Российской Федерации", утвер- жденной еще в 2018 г. Согласно целевым показателям нацпроек- та, к 2024 г. доля российского ПО в госструктурах должна состав- лять 90%, в госкомпаниях – 70%. Аналогичные планы приняты и в отношении оборудования – от 80% до 100% к 2021 г. Появляется все больше специализированных игроков, развивается Реестр рос- сийского ПО и телекоммуника- ционного оборудования. Наиболее успешно проходит замена ино- странных решений в сегментах офисного ПО, системах экономи- ческой (финансово-хозяйствен- ной) деятельности и системах информационной безопасности. Структура ИКТ для возможного импортозамещения схематично показана на рисунке. В то же время следует при- знать, что шесть лет импорто- замещения все же не привели к серьезному изменению рынка ИКТ. Пример тому – отставание в развитии технологии связи нового поколения 5G. В России 5G пока не выходит за пределы небольших пилотных зон, где связь пятого поколения разво- рачивают в демонстрационных целях. Тем временем в Китае, например, количество абонен- тов коммерческих сетей 5G на сентябрь 2020 г. уже превысило 100 млн 1 . Кроме того, по данным Счетной палаты (2019 г.), в гос- компаниях продолжают оста- ваться иностранными 99% СУБД, 96% ОС и 82% почтовых систем. Эти данные показывают, что нескольких лет недостаточно, чтобы компенсировать отсутствие сложных технологий. Прямые запреты импорта могут стимули- ровать местное производство, но не способны скрыть технологи- ческое отставание, особенно в области ПО АСУ ТП, системного ПО и оборудования. Необходи- мость быстро закрыть потребно- сти рынка приведет к потерям в функционале и появлению нишевых продуктов вместо ком- плексной экосистемы разработки и поддержки. Итоговая стоимость такого перехода может быть слишком высокой. Поэтому важно не только установить измеряемую цель, но и определить способы ее достижения, эффективные в долгосрочной перспективе. 10 • В ФОКУСЕ Локализация технологий как инструмент эффективного импортозамещения роцесс импортозамещения ИКТ-продукции в нашей стране продолжается, стимулируя появление все большего числа оте- чественных разработок. Как правило, они создаются либо с нуля, либо путем адаптации свободно распространяемого ПО. Но есть и другой, менее распространенный, но многообе- щающий подход: локализация мировых технологий, доказав- ших на практике свою высокую эффективность. Позицию вендора по этому вопросу раскрыл Александр Зубарев, директор по информационной безопасности компании Huawei в России. П Александр Зубарев, директор по информационной безопасности компании Huawei в России 1 https://techcrunch.com/2020/09/15/china-tops-110-million-5g-users-in-less-than-a-year/

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw