Каталог "Пожарная безопасность"-2022

Планы тушения лесных пожаров При подготовке к каждому пожароопас- ному сезону одним из ключевых мероприя- тий становится разработка планов тушения лесных пожаров в каждом лесничестве, а также сводного плана тушения лесных пожаров на территории каждого субъекта Российской Федерации. Указанные планы устанавливают: n перечень и состав лесопожарных форми- рований, пожарной техники и оборудова- ния, противопожарного снаряжения и ин- вентаря, иных средств предупреждения и тушения лесных пожаров на соответ- ствующей территории, порядок привлече- ния и использования таких средств в со- ответствии с уровнем пожарной опасно- сти в лесах; n перечень сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасатель- ных формирований, которые могут быть привлечены в установленном порядке к ту- шению лесных пожаров, и порядок при- влечения таких сил и средств в соответ- ствии с уровнем пожарной опасности в лесах; n мероприятия по координации работ, свя- занных с тушением лесных пожаров; n меры по созданию резерва пожарной тех- ники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, транспортных средств и горюче-смазочных материалов; n иные мероприятия. Порядок разработки указанных планов же- стко регламентирован на законодательном уровне. В случае если план тушения лесных пожа- ров предусматривает привлечение в уста- новленном порядке сил и средств подраз- делений пожарной охраны и аварийно-спа- сательных формирований, он подлежит со- гласованию с соответствующими федераль- ными органами исполнительной власти. Сводный план тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федера- ции утверждается губернатором по согла- сованию с Рослесхозом. Рослесхоз с учетом указанных планов раз- рабатывает межрегиональный план манев- рирования лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, который подразумевает в том числе привлечение сил федерального резерва и в настоящее время сформирован при ФБУ "Авиалесоохрана". Межрегиональный план успешно приме- няется как для помощи регионам в период чрезвычайных лесопожарных ситуаций, так и для специфических методов тушения лес- ных пожаров, в частности с использованием взрывчатых материалов, которые могут при- менятся не только во время ЧС. С 2021 г. в Лесной кодекс внесены изме- нения. В соответствии с ними лица, которым лесные участки предоставлены в посто- янное (бессрочное) пользование, безвоз- мездное пользование или в аренду, а также обладатели сервитута принимают участие в осуществлении мероприятий по тушению лесных пожаров на соответствующем лес- ном участке (в границах соответствующего сервитута). Как было сказано выше, соответствующая информация о составе формирований и по- рядке их привлечения вносится в Сводный план тушения лесных пожаров. Подразделе- ния арендаторов могут принимать участие в тушении и на других территориях с после- дующим возмещением затрат. На первых этапах существования планов тушения, введенных с 2010 г., была про- блема в том, что в них включались значи- тельные ресурсы, но на практике чаще всего оказывалось, что реально привлечь к туше- нию пожаров получалось далеко не всех включенных в план. Трудность состояла прежде всего в том, что большинство лесо- пользователей готовы были тушить лесные пожары только в границах своей арендной базы или в непосредственной близости с ней. Переброска людей и техники на отда- ленные территории больше подходит для профессиональных лесных пожарных. С 2016 г. в законодательство внесли требо- вание, чтобы в планы тушения вносились только те силы, для привлечения которых за- ключены соответствующие договоры (согла- шения), предусматривающие основания и порядок привлечения и использования сил и средств, а также гражданско-правовую ответственность за их непредставление или несвоевременное представление. Внесли изменения и в Кодекс Российской Федера- ции об административных правонарушениях, предусматривающие штраф за невыполне- ние мероприятий, предусмотренных Свод- ным планом тушения, – для юрлиц 150–250 тыс. рублей. Естественно, возник небольшой обратный эффект, когда желающих включить свои подразделения в план тушения среди арендаторов стало меньше. В ряде случаев вписывают минимальное значение, чтобы не нести лишнюю ответственность, тем более что численного норматива нет. Количество сил, указанных в плане туше- ния, влияет на критерий введения особых ситуаций. В частности, ввести на террито- рии чрезвычайную ситуацию в лесах муни- ципального уровня и получить права задей- ствовать резервы можно только тогда, когда к тушению уже привлечены не менее 50% лесопожарных формирований, предусмот- ренных планом тушения. А учитывая обшир- ную площадь лесных массивов и низкую транспортную доступность территорий, за- действовать резервы при тушении лесных пожаров совсем непросто. Контроль готовности к пожароопасному сезону Еще одной проблемой при организации охраны лесов можно считать существующую процедуру контроля готовности субъектов Российской Федерации к пожароопасному сезону с внесениемсоответствующей записи в Сводный план. Правилами его подготовки предусмотрено, что его проект уже до 20фев- раля направляется в Рослесхоз. Проверку субъекта осуществляют представители де- партаментов Рослесхоза и МЧС России, и тоже по планам проверок с жесткими сро- ками. Вот и получается, что на момент прове- рок текущая подготовка к сезону еще в самом разгаре. Вследствие этого и возникают фор- мальныеформулировки вроде "Ограниченно готов", что не отражает реальную картину на момент начала пожароопасного сезона. Однако следует отметить, что наличие пла- нов тушения существенно упрощает работу по мобилизации ресурсов и координации работ при тушении лесных пожаров. Функ- ции координации тушения лесных пожаров законодательно возложены на Рослесхоз. Он осуществляет ее посредством Феде- рального штаба по координации деятельно- сти по тушению лесных пожаров, а также аналогичными штабами в федеральных округах. Эти штабы активно взаимодей- ствуют с региональной диспетчерской служ- бой лесного хозяйства, оперативными шта- бами при лесничествах (или при лесопожар- ных формированиях), с комиссиями по по- жарной безопасности и ЧС, региональными центрами МЧС России, Единой дежурной диспетчерской службой и т.д. Задачи и решения Повышение эффективности охраны лесов от пожаров сдерживается отсутствием дей- ственных алгоритмов прогнозирования воз- никновения и распространения природных пожаров. Вернее, есть значительное коли- чество различных экспериментальных мето- дик, для доведения до практического ис- пользования которых требуются результаты огневых испытаний. У наших зарубежных коллег для этих целей уже применяются спе- циализированные установки. В Центре лесной пирологии имеется на- учно-технических задел, который в случае соответствующего финансирования позво- лит создать специальный огневой стенд и организовать необходимые научные иссле- дования. В настоящее время приходится ис- пользовать приближенный прогноз. В рамках Федерального закона от 06.05.2011 г. № 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране" для участия в выполнении работ по тушению лесных пожаров и осу- ществления отдельных мер пожарной без- опасности в лесах органы государственной власти вправе привлекать добровольных пожарных. Очень хорошо, когда находятся активные граждане, которые стремятся по- мочь в тушении лесных пожаров. Но все- таки такая помощь должна быть дополни- тельной и при планировании потребностей в ресурсах пожаротушения эти команды не должны учитываться. При этом доброволь- ные команды необходимо снабдить сред- ствами связи и должно быть обеспечено взаимодействие при выполнении работ по тушению лесных пожаров, так как от этого зависит безопасность людей, тем более если на пожаре применяется авиация или взрывчатка. Несмотря на сложную внешнеполитиче- скую ситуацию и серьезную санкционную нагрузку, подготовка к пожароопасному се- зону идет полным ходом. Уверен, что оче- редной пожароопасный сезон пройдет без серьезных потрясений и сотрудники лесо- пожарных формирований сумеют организо- вать своевременное обнаружение и туше- ние лесных пожаров. n Фото предоставлены Центром лесной пирологии. ГоСпРоЕкты и тЕхРЕГуЛиРовАниЕ 2022 | ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ КАТАЛОГ www.secuteck.ru 17 1 РАЗДЕЛ s Рис. 3. Сосновое насаждение вблизи населенного пункта, очищенное от захламленности

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw