Каталог "Пожарная безопасность"-2024
В ведение в действие в 2009 г. Феде- рального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" зало- жило основы для массового обоснования отсутствия систем противопожарной за- щиты, в первую очередь автоматического пожаротушения и/или дымоудаления. Не- удивительно, что появились и случаи непра- вомерного применения данной нормы и не- допустимых отказов от размещения систем. Необоснованные или заниженные расчеты пожарного риска Бывают случаи, когда деятельность лиц, от- вечающих за пожарную безопасность пред- приятия, сводится к тому, чтобы обосновать путем соответствующего расчета пожарного риска отсутствие на рассматриваемомобъекте требуемых по нормам систем противодымной защиты и автоматического пожаротушения. Целью такой работы является демонстрация экономически обоснованных вариантов обес- печения безопасности, которые достигаются путемэкономии, связанной с отсутствиемпро- тивопожарных систем, за счет увеличения до- пустимого уровня индивидуального пожарного риска выше значения 10 -6 в год. Ошибкой данного подхода является невер- ное применение и трактовка ч. 3 ст. 93. В со- ответствии с данной статьей "для производ- ственных объектов, на которых обеспечение величины индивидуального пожарного риска 10 -6 в год невозможно в связи со спе- цификой функционирования технологиче- ских процессов, допускается увеличение индивидуального пожарного риска до 10 -4 в год". Однако на самом деле допустимое уве- личение пожарного риска возможно исклю- чительно в тех случаях, когда системы не экономически неэффективны, а технически невозможны. В качестве примера можно привести производства, на которых обра- щаются вещества, дающие при их тушении водой взрывоопасные смеси. Для остальных объектов отказ от систем возможен только при обеспечении требуемого значения ин- дивидуального пожарного риска 10 -6 в год. В случае реальной гибели людей при по- жаре на данном предприятии действия авто- ров расчета будут, вероятно, квалифициро- ваны по ч. 2 ст. 109 УК РФ "Причинение смерти по неосторожности вследствие не- надлежащего исполнения лицом своих про- фессиональных обязанностей". Помимо этого, возможны взыскания гражданско-пра- вового характера, связанные с причиненным ущербом предприятию, в том числе для лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности на данном предприятии. Расчет пожарного риска сам по себе не дает права отступать от требований норма- тивных документов. Отступления от норма- тивных документов должны быть согласо- ваны либо в специальных технических усло- виях, либо в проектной документации, либо в декларации пожарной безопасности, либо в заключении по результатам проведения не- зависимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности). К каждому виду работ предъявляются определенные требо- вания по их разработке, согласованию и на- личию разрешительных документов на веде- ние определенного рода деятельности. То есть томик с расчетом пожарного риска не является основанием для отказа от систем. Решение собственника объекта Другой популярный аргумент для отказа от установки систем противодымной защиты и автоматического пожаротушения – "собст- венник имеет право рисковать своим иму- ществом". Компании обычно приводят его со ссылкой на Конституцию РФ и Граждан- ский кодекс. Однако трактовка положений Конституции осуществляется в первую оче- редь федеральными законами. В ч. 3. ст. 50 указано, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены феде- ральным законом в той мере, в какой это не- обходимо в целях защиты, в том числе: n здоровья; n прав и законных интересов других лиц; n безопасности государства. Прикрываясь положениями Гражданского кодекса, компании обычно ссылаются на ч. 1 ст. 2: "Гражданское законодательство регу- лирует отношения между лицами, осуществ- ляющими предпринимательскую деятель- ность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоя- тельная, осуществляемая на свой риск дея- тельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуще- ством, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг" и на другие статьи, где говорится о распоряжении имуществом со стороны собственника и о рисках. Однако очевидно, что отказ собственника от системы дымоудаления путем расчета пожарного риска не является предпринимательской дея- тельностью, а риск возникает не только для имущества, но и в отношении жизней людей, в том числе пожарных. В ч. 2. ст. 209 указано, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы дру- гих лиц. А в ч. 4 ст. 5 прописано, что система обеспечения пожарной безопасности объ- екта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исклю- чающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установлен- ного настоящимФедеральнымзаконом, и на- правленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в резуль- тате пожара. Практически невозможно найти объект, где быбыло только имущество одного лица и не было быарендаторов, других собст- венников, товаров на реализации, права страхователей, вопросов экологии и т.д. Заключение Применение возможности обоснования отказа от противопожарных систем путем расчета пожарного риска должно быть сде- лано исключительно в перечисленных в статье правовых рамках. Право собственно- сти на производственный объект всегда влечет за собой определенные обязанности, в том числе по обеспечению пожарной без- опасности. n ГосПроекты и техреГуЛировАние СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ КАТАЛОГ ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ | 2024 www.secuteck.ru 18 1 рАЗДеЛ Обоснования отказа от систем противопожарной защиты на производственных объектах Случаи неправомерного правоприменения Федеральный закон от 22.07.2008 г. №123-ФЗ устанавливает Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. Этот закон формулирует общие требования к пожарной безопасности объектов защиты, включая здания и сооружения, прописывает некоторые нормативы по противодымной защите и автоматическому пожаротушению. Однако любые правовые акты в отдельности от дополняющих нормативных документов имеют допуски-бреши, которыми зачастую пользуются недобросовестные исполнители Денис Пронин Заместитель руководителя Управления Градостроительного и технического нормирования ФГБУ "ЦНИИП Минстроя России", судебный эксперт по исследованию причин пожара и его последствий, академик НАНПБ, к.т.н.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw