Каталог "Пожарная безопасность"-2024

СДЕЛАно в РоССии СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ КАТАЛОГ ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ | 2024 www.secuteck.ru 24 2 РАЗДЕЛ ности Ф1, Ф2, Ф3, Ф4, Ф5, расходов воды на наружное пожаротушение производ- ственных объектов и стоянок автомоби- лей; n уточнен порядок размещения пожарных резервуаров и пожарных водоемов, а также другие требования пожарной без- опасности, необходимые для проектиро- вания систем водоснабжения, обеспечи- вающих противопожарные нужды. Приказ Росстандарта Приказ Росстандарта от 13 февраля 2023 г. № 318 "Об утверждении перечня докумен- тов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной ос- нове обеспечивается соблюдение требова- ний Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требо- ваниях пожарной безопасности" вступил в действие с 13 февраля 2023 г. Отменен приказ Росстандарта от 14.07.2020 г. № 1190. Новый перечень включает в себя 145 доку- ментов (ранее было 252) – ГОСТы и СП, по разделам: 1. Общие требования пожарной безопас- ности к объектам защиты. 2. Требования пожарной безопасности при проектировании, строительстве и эксплуа- тации объектов защиты. 3. Требования к установкам пожаротуше- ния. 4. Требования пожарной безопасности к строительным конструкциям, материалам и изделиям. 5. Требования пожарной безопасности к электрооборудованию, электротехнической и кабельной продукции. Самая важная законодательная новация по линии строительства Минстрой России провел кардинальные изменения в ФЗ-384 "Технический регла- мент о безопасности зданий и сооружений": 1. Принят Федеральный закон от 25.12.2023 г. № 653-ФЗ "О внесении изме- нений в Федеральный закон "Технический регламент о безопасности зданий и соору- жений" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Вступает в силу 01.09.2024 г. Часть 2 статьи 5 Ч. 2 ст. 5 изложена в новой редакции: "Без- опасность зданий, сооружений... обеспечи- вается посредством соблюдения требова- ний настоящего Федерального закона и тре- бований, устанавливаемых одним или не- сколькими документами, предусмотрен- ными частью 1 статьи 6 настоящего Феде- рального закона". Важно: СТУ как одно из условий соответ- ствия безопасности объекта исключены! Статья 6 Ст. 6 изложена в следующей редакции: "Статья 6. Документы, в результате приме- нения которых обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального за- кона 1. Документами, в результате применения которых обеспечивается соблюдение тре- бований настоящего Федерального закона, являются: 1) национальные стандарты Российской Федерации (далее – национальные стан- дарты) и (или) своды правил (часть нацио- нального стандарта и (или) часть свода пра- вил); 2) международные стандарты , регио- нальные стандарты и региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств; 3) стандарты организаций ; 4) результаты применения предусмот- ренных частью 6 статьи 15 настоящего Фе- дерального закона способов обоснования соответствия архитектурных, функцио- нально-технологических, конструктивных, инженерно-технических и иных решений и мероприятий по обеспечению безопасно- сти зданий, сооружений, процессов, осу- ществляемых на всех этапах их жизненного цикла, требованиям, установленным настоя- щимФедеральным законом, утвержденные лицом, осуществляющим подготовку про- ектной документации". СТУ исключены! Статья 8 Ст. 8 изложена в следующей редакции: "Статья 8. Требования пожарной безопас- ности Пожарная безопасность зданий и соору- жений обеспечивается в соответствии с тре- бованиями Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регла- мент о требованиях пожарной безопасно- сти". Из регламента исключаются иные требо- вания пожарной безопасности, теперь это компетенция ФЗ-123! В этой связи требования пожарной без- опасности, ранее содержавшиеся в сводах правил, подготовленных Минстроем Рос- сии в соответствии с ФЗ-384, должны быть включены также и в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной ос- нове обеспечивается соблюдение требо- ваний ФЗ-123 (требуется внесение изме- нений в приказ Росстандарта №318 от 12.02.2023 г.). Статья 15 В ст. 15 абзац 1 части 6 изложен в редак- ции: "6. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации здания, сооруже- ния, вправе обосновать соответствие архи- тектурных, функционально-технологиче- ских, конструктивных, инженерно-техниче- ских и иных решений и мероприятий, содер- жащихся в этой проектной документации, требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, в том числе в случае отсутствия соответствующих требований в документах по стандартизации, указанных в статье 6 настоящего Федерального за- кона, одним или несколькими из следующих способов: 1) результаты исследований; 2) расчеты и (или) испытания, выполнен- ные по сертифицированным или апробиро- ванным иным способом методикам; 3) моделирование сценариев возникнове- ния опасных природных процессов и явле- ний и (или) техногенных воздействий, в том числе при неблагоприятном сочетании опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий; 4) оценка риска возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) тех- ногенных воздействий". Таким образом, термин "СТУ" из техниче- ского регламента исключается, а заказчику предоставляется возможность самостоя- тельно определять состав нормативных тре- бований. Заключение Подводя итог, следует отметить един- ство позиции двух ведомств относительно введения в практику такого документа, как стандарт организации. Стандарты должны быть согласованы в установленном по- рядке (для каждого ведомства – свой по- рядок!), и в дальнейшем они станут важ- ным инструментом для гибкого проекти- рования. Вместе с тем такой инструмент, как специ- альные технические условия (СТУ), по мне- ниюМинстроя, является избыточным и дол- жен быть исключен, при этом позиция МЧС России заключается в том, что СТУ не только важны, но и законодательно отнесены к нор- мативным документам в области пожарной безопасности (вместе со стандартом орга- низации). Оба ведомства в своих технических рег- ламентах (ФЗ-123 и ФЗ-384) апеллируют к активному применению результатов ис- следований, расчетов и испытаний, однако их широкое использование при проекти- ровании противопожарной защиты суще- ственно ограничено отсутствием доста- точного количества апробированных ме- тодик, которые принимались бы органами экспертизы. В этом направлении и МЧС России, и Мин- строю еще предстоит поработать. n https://nefox.org/article/931/

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw