Каталог "Пожарная безопасность"-2024

СРедСТвА ОбеСПечения ПОжАРнОй беЗОПАСнОСТи СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ КАТАЛОГ ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ | 2024 www.secuteck.ru 50 3 РАЗдеЛ П роблема повышения эффективности методов и средств борьбы с пожа- рами, возникающими из-за горения нефтепродуктов, как в Российской Федера- ции, так и во всем мире стояла перед спе- циалистами уже много десятков лет. Напри- мер, в 60–70-е гг. ХХ века, в годы интенсив- ного развития авиационной промышленно- сти, авиаперевозок и увеличения числа пас- сажиров гражданской авиации, достаточно остро стоял вопрос о необходимости созда- ния в аэропортах СССР действенных каче- ственных и практичных огнетушащих средств и систем. Противопожарная защита аэропортов Основной причиной постановки вопроса о наличии необходимого требуемого уровня противопожарной защиты аэропортов (аэро- дромов) была ухудшающаяся статистика авиационно-транспортных происшествий, связанных с послеаварийными пожарами на земле. Как правило, если при аварии воздуш- ного судна на земле происходил пожар, даже в пределах аэродрома, где должно было на- ходиться требуемое количество пожарных аэродромных автомобилей, то, несмотря на их усилия по локализации и ликвидации по- жара, самолет практически полностьюсгорал, и жертв от пожара избежать не удавалось. Первые стандарты пожаротушения аэропортов Еще в 50–60-е гг. прошлого столетия перед группой экспертов Международной организации гражданской авиации (ICAO) была поставлена задача разработать реко- мендации по обеспечению противопожар- ной защиты соответствующего уровня для аэропортов любых категорий. В основе этих требований, в первую очередь, лежала не- обходимость обеспечить высокую скорость пожаротушения в целях обеспечения мини- мального риска для жизни людей (пассажи- ров и экипажа) при их спасении с аварий- ного воздушного судна. Невыполнение тре- бований ICAO в части, касающейся уровня противопожарной защиты, ставило под угрозу невключения аэропорта страны- члена ICAO в разряд аэропортов междуна- родного уровня. Пенообразователь AFFF Исследования, проведенные во многих странах мира, в том числе в РФ, показали, что для успешного спасения людей из само- лета, вокруг которого происходит горение топлива, необходимо обеспечить тушение разлитого после аварии топлива в пределах некой "критической площади" за время не более 1–2 мин. Эту задачу в то время вы- полнить было практически невозможно, но с появлением в 60-е гг. ХХ века в США но- вого огнетушащего средства под названием "Aqueous Film Forming Foam" (AFFF) появи- лась надежда. Компоненты AFFF стали ак- тивно внедряться не только внутри США, но и за рубежом. Многие страны мира были вы- нуждены покупать у фирмы 3М (США) пено- образователь AFFF в связи с необходи- мостью привести уровень противопожарной защиты аэропортов в соответствие с реко- мендациями, а в дальнейшем и с требова- ниями норм ICAO. Отечественные технологии В 60–70-е гг. аэро- дромные пожарно- спасательные под- разделения СССР ис- пользовали генера- торы пены средней кратности типа ГПС 600 или стволы пены низкой кратности типа СВП для тушения пожаров послеава- рийных самолетов. Генераторы пены средней кратности типа ГПС 600 обес- печивали подачу до- статочно хорошей изолирующей струи пены средней кратно- сти, однако ее дальнобойность была крайне низкой (не больше 6–8 м.). Стволы пены низкой кратности обладали хорошей даль- ностью подачи (вплоть до 30–40 м.), однако их огнетушащая эффективность была чрез- вычайно низкой. Кроме того, раздельное применение этих пен не обеспечивало тре- буемую скорость пожаротушения, что не со- ответствовало требованиям ICAO. Таким образом, в СССР возникла новая проблема: найти альтернативу американской техноло- гии пожаротушения. В конце 70-х гг. ХХ века в ВИПТШ МВД СССР на кафедре "Процессы горения" в ре- зультате диссертационного исследования автора данной статьи по теме "Анализ суще- ствующих методов тушения послеаварий- ных пожаров авиационной техники на земле Применение гибридной пены для обеспечения безопасности аэропортов и объектов ТЭК В последние годы в связи с ростом террористической активности со стороны ряда недружественных стран произошла серия атак с возникновением взрывов и пожаров на приграничные объекты топливно- энергетического комплекса (ТЭК) России. В результате этих атак (в Белгороде, Воронеже, Курске, на Крымском мосту и др.) возникали крупномасштабные пожары. Анализ методов борьбы с такими пожарами показал на необходимость корректировки существующей тактики вплоть до необходимости пересмотра всей системы организационных и тактико-технических мероприятий, принятых и длительное время применяемых в Российской Федерации ГеннАдий КУПРин Генеральный директор ООО "НПО "СОПОТ", к.т.н., действительный член НАНПБ s Рис. 2. График зависимости вре- мени тушения от кратности пены s Рис. 1.Установка тушения пожаров самолетов (УТПС) на стартовом аэродромном пожарном автомобиле АА-7.2/60 (4320)

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw