Каталог "Пожарная безопасность"-2024

СРЕДСтвА обЕСпЕчЕНия пожАРНой бЕЗопАСНоСти СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ КАТАЛОГ ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ | 2024 www.secuteck.ru 72 3 РАЗДЕЛ Угроза сгореть заживо на пожаре – это про- фессиональный риск пожарного, так как от удушливого дыма его предохраняет дыха- тельный аппарат со сжатым воздухом. По- святим следующий блок статьи проблеме дымоудаления. Проблема дымоудаления Современные требования к пожарной без- опасности жилых и промышленных зданий предполагают наличие двух основных эле- ментов: системы дымоудаления и системы подпора воздуха. Задача такого оборудова- ния заключается в создании необходимого промежутка времени при пожаре, в течение которого люди смогут безопасно эвакуиро- ваться из здания. Работая в штатном режиме, обе си- стемы обеспечивают вентиляцию и нагне- тание воздуха в непроветриваемые поме- щения. Во время пожара их задачи – предотвращение распространения ток- сичного дыма по всему зданию, подача чистого воздуха на маршрутах эвакуации людей, удаление дыма. Однако необхо- димо учитывать, что для успешной работы подобного оборудования проектировщи- кам зданий следует неукоснительно вы- полнять два важных противопожарных требования: n на каждом этаже должны размещаться на- дежно защищенные зоны безопасности от пожара; n система подпора воздуха должна обес- печивать чистым воздухом лестничную клетку и шахту лифта. Чтобы обеспечить контроль распро- странения дыма по помещению, система подпора воздуха создает зону высокого давления в лифтовых шахтах и на лест- ничных клетках и тем самым не допускает попадания дыма в эти зоны. Современ- ные технологии позволяют добиться этого, не создавая дополнительных труд- ностей при открывании дверей и негатив- ных последствий для организма людей, чувствительных к перепадам атмосфер- ного давления. Еще одно важнейшее требование к приточ- ному воздуху, подаваемому на пути эвакуа- ции людей, – он должен быть чистым. Если проектировщики зданий спроектируют шахты дымоудаления и воздухозаборное оборудование в непосредственной близо- сти друг от друга, дорогостоящие системы окажутся бесполезными: дым, высасывае- мый из горящего помещения, будет нагне- таться обратно или в помещения, предна- значенные для эвакуации. Что делать при пожаре жильцам многоэтажного дома? Теперь мы знаем, каких успехов добилась инженерная мысль, чтобы обезопасить жильцов многоэтажек от отравления угар- ным газом. Одно дело, если пожар слу- чился в современном здании, оборудован- ном системой дымоудаления и подпора воздуха. Но большинство из нас живет в многоэтажных домах, спроектированных в прошлом столетии в соответствии с уста- ревшими требованиями к пожарной без- опасности. Очевидно, что если пожар случится в квар- тире обычной девятиэтажки, при благопри- ятных для распространения огня условиях, то лестничный марш быстро наполнится едким дымом и пути отхода будут отрезаны. Что делать в этом случае? Это делать нельзя К сожалению, несмотря на то, что запрет на пользование лифтом во время пожара ка- жется очевидным, под действием паники не- которые люди пренебрегают этим простым правилом. Случается также, что желание по- кинуть горящий дом настолько превалирует над здравым смыслом, что спасающиеся погорельцы пытаются "проскочить" задым- ленный участок, задержав дыхание. Делать это ни в коем случае нельзя. Необходимо действовать так Покидать квартиру, взяв документы и деньги, следует при первых признаках на- личия дыма. Когда уже защипало в глазах и ухудшилась видимость, выбираться стоит на балкон или на лоджию и оттуда звать на помощь. Делать это лучше ползком или на четвереньках, так как концентрация дыма в районе пола всегда меньше, чем под по- толком. Выйдя на балкон или на лоджию, не- обходимо плотно закрыть собой дверь, чтобы не создавать обратную тягу. Если балкона или на лоджии нет, то ды- шать и звать на помощь придется из окна. Из него же спасателям проще вытащить и вернуть погорельца на землю при помощи автолестницы или коленчатого подъемника. Лифт для пожарных СП 54.13330.2011 "Здания жилые много- квартирные" гласит, что наряду со сред- ствами спасения людей и системой проти- вопожарной защиты необходимо пред- усматривать в жилых зданиях лифты для транспортирования пожарных подразделе- ний. Такие подъемники обязательны для установки, если расстояние от первого до последнего этажа превышает 12 м. Их при- менение поможет сэкономить пожарным много сил при подъеме на высоту и доставке пожарно-технического снаряжения, которое будет нужно для ликвидации пожара, а воз- можно, и для спасения людей. Лифты для пожарных являются специ- альным оборудованием, поэтому требова- ния к системам их управления и правилам монтажа отличаются от требований к про- стым лифтовым кабинам. В крыше такого устройства обязательно должен быть люк для эвакуации людей. Двери должны выдер- живать воздействие открытого пламени не менее часа. Стены, пол, потолок следует из- готавливать из негорючих материалов или материалов группы горючести Г1. Командная панель выполняется только в виде нажимных кнопок, наличие кнопок сенсорного типа запрещено. Открытие две- рей на пожаре производится медленно, чтобы командир пожарного звена успел оце- нить обстановку, и мгновенно закрываются, чтобы предохранить расчет от выброса пла- мени. Такой лифт при включении режима "по- жарная опасность" немедленно и без оста- новок следует на первый этаж, чтобы быть готовым к переброске пожарных расчетов к очагу пожара. Далее срабатывает режим "перевозка пожарных подразделений", обеспечивающий работу лифта с выполне- нием команд, подаваемых пожарными только из кабины лифта. При проектировке шахт для пожарных лиф- тов учитываются тактические возможности пожарных подразделений и предположи- тельные направления действий пожарных расчетов. Задача проектировщика пожар- ного лифта – обеспечить доступ из лифто- вой кабины во все возможные точки здания. Пол лифтовой кабины имеет противосколь- зящее покрытие, а поблизости от места рас- положения пожарного лифта находится эва- куационный выход на лестничную клетку. Пожарный лифт разумно устанавливать в специально выделенном холле рядом с ка- бинами пассажирских лифтов, так, чтобы в обычном режиме они могли перевозить пассажиров и грузы. При этом они связы- ваются в группу с единым управлением. В спокойное время эти лифты могут приме- няться для перевозки грузов и пассажиров. Пожарный лифт должен исправно функцио- нировать даже тогда, когда в шахте из-за противодымовой вентиляции появляется избыток давления. Согласно действующим стандартам по- жарный лифт обязан выдержать нагрузку не менее 630 кг. Лифты для пожарных, в кото- рых предусматривается возможность транс- портирования спасаемых людей на носил- ках, должны иметь достаточные для этого размеры кабины, но не менее 1100х2100 мм или 2100х1100 мм. Обязательно для лифтов такого типа нали- чие резервного типа питания и отдельного кабеля для связи соштабом пожаротушения. Индивидуальные средства самоспасения Как показывает "страшная статистика", средняя смертность в зданиях высотой более 20 этажей в 3–4 раза больше, чем в зданиях с 9–16 этажами. ВМоскве пожарные части расположены на расстоянии 5 км друг от друга, благодаря чему столичные пожарные успевают при- быть к месту пожара в течение 10 минут. Это тоже среднее значение. Дорожные пробки, заставленные машинами дворы, прочие преграды на пути специальных автомобилей могут увеличить время следования пожар- ного расчета на неопределенный срок. При этом статистика спасателей показывает, что пожар в многоквартирном доме оставляет своим жертвам на спасение не более 15 минут. В связи с этим все большую популярность приобретают индивидуальные средства са- моспасения. Канатно-спускные устройства различных модификаций позволяют людям самостоятельно осуществить спуск из окна в случае аварийной ситуации. Это, по сути, простейший механический аварийный лифт, которым каждый житель мегаполиса может обезопасить себя, произведя монтаж по- добной системы в своей квартире. Для его использования, как уверяют производители, не требуется специальных альпинистских навыков. Однако, чтобы самостоятельно спуститься на подвесной люльке с высоты хотя бы 9-го этажа, требуется железная вы- держка. И все же это шанс на спасение. Существует еще один класс самоспасате- лей – изолирующие средства защиты орга- нов дыхания и зрения от токсичных продук- тов горения. "Самоспасатель изолирующий" обеспечивает возможность дыхания в зави- симости от марки и модификации от 20 минут до 1 часа. Для использования изо- лирующих и фильтрующих самоспасателей и противогазов не требуется обучения и специальных навыков, они просты и на- дежны при использовании. И самое глав- ное – они серьезно увеличивают шансы са- мостоятельно выбраться из задымленной зоны. n

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw