Каталог "Пожарная безопасность"-2025
ВЗрыВоЗАщИщенное оборУДоВАнИе. огнеЗАщИТныемАТерИАЛы, ПоКрыТИя И рАбоТы СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ КАТАЛОГ ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ | 2025 www.secuteck.ru 82 4 рАЗДеЛ В 2024 г. вступили в силу ключевые из- менения, касающиеся проведения экспертизы проектной документации в части мероприятий по обеспечению по- жарной безопасности. Так, в соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2009 № 384-ФЗ "Технический регламент о без- опасности зданий и сооружений", действую- щими с 1 сентября 2024 г., пожарная без- опасность зданий и сооружений обеспечи- вается в соответствии с требованиями Фе- дерального закона от 22.07.2008№123-ФЗ "Технический регламент о требованиях по- жарной безопасности". Анализ содержания специальных технических условий по пожарной безопасности (СТУ), включаемых в состав исходно- разрешительной документации Анализ оснований необходимости разра- ботки СТУ показывает, что не существует четкой границы, разделяющей понятия "от- ступление от требований нормативных до- кументов" и "отсутствие нормативных тре- бований к проектированию", так как основа- ниями для разработки СТУ часто являются именно отступления от требований норма- тивных документов, для которых в явном виде отсутствуют способы обоснования воз- можности реализации. Кроме этого, требования к проектным ре- шениям, разработанные в виде допущений (отступлений от нормативных требований), часто не содержат компенсирующие меро- приятия, обосновывающие возможность реализации таких допущений (отступлений), а расчеты пожарного риска, выполненные в составе СТУ, содержат некорректные ис- ходные данные, в связи с чем на этапе экс- пертизы проектной документации расчет корректируется. Одним из проблемных вопросов является несоответствие проектной документации требованиям СТУ ввиду фактической невоз- можности выполнить эти требования из-за недостаточной проработки их содержания на этапе согласования, что приводит к не- обоснованному увеличению сроков экспер- тизы ввиду необходимости внесения изме- нений в ранее согласованные СТУ, возник- новению рисков выдачи отрицательного за- ключения. Таким образом, с учетом прецедентов по неоднократному согласованию аналогичных проектных решений по объектам, необхо- димо усиливать работу именно в части ак- туализации нормативных требований для возможности использования таких решений при проектировании без необходимости разработки и последующего согласования СТУ путем качественного анализа правопри- менительной практики, организации систе- матической деятельности по разработке расчетных способов обоснования проектных решений в развитие п. 5 ч. 1, ч. 7 ст. 6 Феде- рального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях по- жарной безопасности". Развитие системы технического регулирования в области пожарной безопасности Направлением дальнейшего развития си- стемы технического регулирования в обла- сти пожарной безопасности следует вы- брать путь совершенствования расчетных способов обоснования проектных решений (проведение НИОКР, испытаний, исследо- ваний и т.п.), актуализации нормативных до- кументов с учетом ранее согласованных ре- шений. При таком подходе проектировщик будет иметь полный набор инструментов для разработки проектной документации. Особенно это стало актуально в связи с упразднением с 1 января 2025 г. возможности сверхнормативного продления сроков госу- дарственной экспертизы согласно постанов- лениюПравительства РоссийскойФедерации от 28.12.2024№1967 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2022 года№579". Минстрой России совместно с МЧС Рос- сии проводят значительную работу по вы- явлению и устранению противоречий, в том числе дублирования нормативных докумен- тов, принятых в развитие Федерального за- кона Российской Федерации от 30.12.2009 № 384-ФЗ "Технический регламент о без- опасности зданий и сооружений" и Феде- рального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях по- жарной безопасности". n Тенденции развития нормативной базы и требования государственной экспертизы в части пожарной безопасности объектов капитального строительства Об экспертизе проектной документации в части мероприятий по обеспечению пожарной безопасности с учетом развития нормативной базы читайте в статье Игоря Костерина, главного специалиста отдела экспертизы пожарной безопасности и ГОЧС Главгосэкспертизы России. Игорь КоСТерИн Главный специалист отдела экспертизы пожарной безопасности и ГОЧС Главгосэкспертизы России Примеры оснований для разработки СТУ, отражающих наличие отступлений от нормативных требований в сводах правил, в том числе: n к зданию с глухими участками наружных стен в местах примыкания к перекрытиям (меж- дуэтажные пояса) высотой менее 1,2 м; n к выбору противопожарных преград, применяемых для ограничения распространения по- жара; n к проектированию зданий аэровокзалов с многосветными пространствами (атриумами); n к расходу воды на наружное пожаротушение с учетом ТЭПов здания; n к устройству автоматических установок пожаротушения и пожарной сигнализации в по- мещениях высотой более 21 м; n наличие в подвальном или цокольном этаже общеобразовательной организации поме- щений и коридоров с пребыванием детей любых возрастных групп; n превышение площади зон, разделяющих этажи здания, более 1300 кв. м, но не более 2000 кв. м; n проектирование подземных автостоянок с площадью этажа в пределах пожарного отсека более 3000 кв. м; n проведение своевременной эвакуации нетранспортабельных пациентов; n устройство актового зала с трансформируемыми преградами и нестационарными поса- дочными местами и иные решения.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw