Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2010
ÔÓθÁÓ‚‡Ú¸ ‰Îfl ‡Á‰‡˜Ë ˜ÂÂÁ ÒÔÛÚÌËÍ ‡‰ËÓÔÓ„‡ÏÏ Â„ËÓ̇θÌ˚Ï ìäÇ- ‚¢‡ÚÂÎflÏ. çÓ ÒÛ˘ÂÒÚ‚Û˛Ú Ë ÒËÒÚÂÏ˚ ÌÂÔÓÒ‰ÒÚ‚ÂÌÌÓ„Ó ÒÔÛÚÌËÍÓ‚Ó„Ó ‡- ‰Ëӂ¢‡ÌËfl. èÓ‰Ó·Ì˚ ÒËÒÚÂÏ˚, ̇- ÔËÏÂ, ËÒÔÓθÁÛ˛ÚÒfl ‚ ëòÄ, „‰Â ÔËÂÏ ‡‰ËÓ ÒÓ ÒÔÛÚÌË͇ ‚‰ÂÚÒfl ÌÂ- ÔÓÒ‰ÒÚ‚ÂÌÌÓ Ò‡ÏËÏ ÒÎÛ¯‡ÚÂÎÂÏ, Í‡Í Ô‡‚ËÎÓ, ‚ ‡‚ÚÓ, ÌÓ ÂÒÚ¸ Ë ‚ÂÒËË ‰Îfl ÛÒÚ‡ÌÓ‚ÍË ‚ ‰Óχı. èËÏÂÌÂÌË ÔÓ‰Ó·ÌÓ„Ó Ó·ÓÛ‰Ó‚‡ÌËfl ÔÓÁ‚ÓÎËÚ ËÁ- ·Âʇڸ ÒËÚÛ‡ˆËË, ÍÓ„‰‡, ÔÛÚ¯ÂÒÚ‚Ûfl ËÁ Ó‰ÌÓ„Ó „ÓÓ‰‡ ‚ ‰Û„ÓÈ, ·Óθ¯Û˛ ˜‡ÒÚ¸ ÔÛÚË ‚ÏÂÒÚÓ Î˛·ËÏÓÈ ‚ÓÎÌ˚ ÔËıÓ‰ËÚÒfl ÒÎÛ¯‡Ú¸ "·ÂÎ˚È ¯ÛÏ", ‡ ÔËÂı‡‚, ̇ÍÓ̈, ̇ ÏÂÒÚÓ Ì‡Á̇˜Â- ÌËfl, ËÒ͇ڸ  ÔÓ ‚ÒÂÏ ‰Ë‡Ô‡ÁÓ̇Ï. ëÔÛÚÌËÍÓ‚Ó ‡‰Ëӂ¢‡ÌËÂ, ÍÓÚÓÓ ‰ÓÎÊÌÓ ÔÓ‚ÒÂÏÂÒÚÌÓ ÔÓfl‚ËÚ¸Òfl ‚ êÓÒ- ÒËË Ó‰ÌÓ‚ÂÏÂÌÌÓ Ò ˆËÙÓ‚˚Ï ÚÂÎÂ- ‚ˉÂÌËÂÏ, ÔÓÁ‚ÓÎËÚ Á‡·˚Ú¸ Ó· ˝ÚËı ÌÂÛ‰Ó·ÒÚ‚‡ı ‡Á Ë Ì‡‚Ò„‰‡. М обильное телевещание ᇠÒÎÓÊÌÓÈ Ì‡ Ô‚˚È ‚Á„Îfl‰ ‡··Â- ‚ˇÚÛÓÈ DVB-H (Digital Video Bro- adcasting – Handheld) ÒÍ˚‚‡ÂÚÒfl ÚÂı- ÌÓÎÓ„Ëfl ÏÓ·ËθÌÓ„Ó ÚÂ΂¢‡ÌËfl, ÔÓ- Á‚ÓÎfl˛˘‡fl Ô‰‡‚‡Ú¸ ˆËÙÓ‚ÓÈ ‚Ë- ‰ÂÓÒ˄̇Π̇ ÚÂÎÂÙÓÌ˚ Ë äèä. íÂÎÂ- ÙÓÌ ‚Ò„‰‡ ÔÓ‰ ÛÍÓÈ, ‡ Á̇˜ËÚ, Ú‡Í Ê ·ÎËÁÍÓ ·Û‰ÂÚ Ë ‚ˉÂÓÍÓÌÚÂÌÚ, ·Û‰¸ ÚÓ ‚‡ÊÌ˚È Ï‡Ú˜ ËÎË ÙË̇Π‰Û„Ëı ÒÓ‚- ÌÓ‚‡ÌËÈ, ‰‡ ıÓÚ¸ ÍÓ̈ÂÚ Á‚ÂÁ‰ ˝ÒÚ‡- ‰˚. óÚÓ·˚ Ó·ÂÒÔ˜ËÚ¸ ÔÓθÁÓ‚‡ÚÂÎflÏ ‰ÓÒÚÛÔ Í "ÚÂÎÂÙÓÌÌÓÏÛ" ÚÂ΂ˉÂÌ˲ ‚ β·ÓÈ ÏÓÏÂÌÚ ‚ÂÏÂÌË, ÔÓ ÒÔÛÚÌËÍÓ- ‚˚Ï Í‡Ì‡Î‡Ï DVB-H ÔÓÚÓÍ ‰ÓÒÚ‡‚Îfl- ÂÚÒfl ̇ ·‡ÁÓ‚˚ Òڇ̈ËË ÓÔ‡ÚÓÓ‚. Ç Ö‚ÓÔÂ, ÄÏÂËÍÂ Ë ÄÁËË ˝Ú‡ ÚÂıÌÓ- ÎÓ„Ëfl ÛÊ ÔÓÎۘ˷ ¯ËÓÍÓ ‡ÒÔÓ- ÒÚ‡ÌÂÌËÂ Ë Á‡‚Ó‚‡Î‡ ÔÓÔÛÎflÌÓÒÚ¸ ÁËÚÂÎÂÈ. Ç êÓÒÒËË ÒÂÚË Ú‡ÍÊ ÔÓÒÚÓ- ÂÌ˚, Ӊ̇ÍÓ ‡Á‚ËÚË DVB-H Ò‰ÂÊË- ‚‡ÂÚ ‚˚‰ÂÎÂÌË ˜‡ÒÚÓÚ. 52 Как и любая коммерческая компания, железная дорога должна добиваться преимуществ перед конкурентами, т.е. предлагать такие услуги, которые не предоставляются вообще или предо- ставляются в очень ограниченных мас- штабах автомобильным и авиацион- ным транспортом. Значительной и все более растущей популярностью у пас- сажиров пользуются услуги широкопо- лосного доступа, которые включают в себя, в первую очередь, организацию доступа в Интернет, а также пользова- ние мультимедийным контентом: видео по запросу, игры и развлечения, теле- видение в реальном времени и т.д. В настоящее время широкополосным до- ступом в Интернет оснащаются высоко- скоростные поезда в Америке, Японии, Великобритании, Германии, Италии, Франции, Бельгии, Швеции, Нидерландах. Предоставление пассажирам услуг ши- рокополосного доступа в Интернет на высокоскоростных поездах и поездах дальнего следования дает возможность: – пассажирам, пользуясь доступом в Интернет и мультимедийным контен- том, повысить комфорт и качество об- служивания во время пути следования (социальный эффект); – поездной бригаде, пользуясь речевой связью, передачей сообщений и видео, оперативно управлять информацией, осуществлять инвентарную проверку, что позволит снизить эксплуатацион- ные затраты, усовершенствовать поез- дную инфраструктуру и увеличить объем пассажирских перевозок (эконо- мический эффект); – службам, отвечающим за общую бе- зопасность движения, применяя живое внутреннее телевидение в поездах, пре- дупреждать преступления и обнаружи- вать пожары и возгорания (технологи- ческий эффект). В настоящее время на сети железных дорог ОАО "РЖД" внедряются новые высокоскоростные электропоезда "Сапсан" на участках движения Москва – Санкт-Петербург и Москва – Нижний Новгород. Пассажиры этих поездов обеспечиваются самым высоким уровнем услуг. Анализ зарубежного опыта с учетом реалий развития оте- чественного телекоммуникационного рынка показывает, что оптимальным решением поставленной задачи явля- ется организация широкополосного доступа на основе спутниковых кана- лов связи в интеграции с наземными системами GSM/UMTS/WiMAX и с организацией внутрипоездной сети на базе локальных сетей Wi- Fi. Согласно маркетинговому опросу, про- веденному по инициативе британской компании Broadreach в 2004 г. среди более чем 1600 человек, беспроводный доступ в Интернет в поездах может склонить людей чаще пользоваться этим видом транспорта. 72% опрошенных людей, занимающихся бизнесом, пред- почли бы автомобилям и самолетам по- езда, если бы они были оборудованы Wi-Fi-доступом в Интернет. В Европе крупнейший проект по предо- ставлению услуг широкополосного до- ступа пассажирам поездов реализуется компанией THALYS. В концепции, разработанной для Thalys, используется несколько методов пере- дачи сигналов: спутниковая передача сигналов, UMTS, HSDPA и Wi-Fi (во вре- мя простоя на вокзальных станциях). Основной особенностью спутниковых VSAT-систем для подвижных объектов является необходимость быстрого от- слеживания антенной системой напра- вления на спутник, что реализуется на основе навигационных систем GPS/ГЛО- НАСС. На российских железных дорогах при предоставлении услуг широкополосно- го доступа спутниковые технологии играют доминирующую роль, что, в первую очередь, связано с относитель- но слабо развитой инфраструктурой со- товых сетей для передачи данных (GPRS, EDGE, UMTS) вдоль железных дорог. В настоящее время ОАО "РЖД" прово- дит испытания спутникового Интернета для высокоскоростных поездов, причем в ходе испытаний тестируются антен- ные системы двух крупных мировых производителей таких систем. Основными сдерживающими фактора- ми на пути внедрения спутникового Ин- тернета на высокоскоростных поездах являются отсутствие решения ГКРЧ для такой технологии и высокая стоимость оборудования (по сравнению с фикси- рованным спутниковым доступом). Что касается первого фактора, то рабо- та в этом направлении уже ведется, а до получения такого решения ОАО "РЖД" предполагает использовать не- симметричный доступ. С целью уменьшения стоимости обору- дования и решения других технологиче- ских вопросов (связь в тоннелях, борь- ба с затенениями и т.д.) головной ин- ститут ОАО "РЖД" – ОАО "НИИАС" сов- местно с итальянской компанией "Те- леспацио" в рамках проекта европей- ского космического агентства CENTO предполагает решить эти задачи. Владислав Тамаркин, Á‡ÏÂÒÚËÚÂθ ÛÍÓ‚Ó‰ËÚÂÎfl ñÂÌÚ‡ ÒÚ‡Ú„˘ÂÒÍËı ‡Á‡·ÓÚÓÍ, éÄé "çààÄë"
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw