Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2010
Ç ¯ËÓÍÓÏ ‚̉ÂÌËË ÛÒÎÛ„ LBS Á‡- ËÌÚÂÂÒÓ‚‡ÌÓ Ë „ÓÒÛ‰‡ÒÚ‚Ó (̇ÔË- ÏÂ, ÓÔ‡ÚË‚Ì˚ ÒÎÛÊ·˚), Ë Ò‡ÏË ‡·ÓÌÂÌÚ˚ ÏÓ·ËθÌÓÈ Ò‚flÁË, Ë ÒÓÚÓ‚˚ ÓÔ‡ÚÓ˚, ÍÓÚÓ˚Â Ò ÔÓÏÓ˘¸˛ ÔÂ- ÒÓÌËÙˈËÓ‚‡ÌÌ˚ı LBS ÒÏÓ„ÛÚ ÓÒÛ- ˘ÂÒÚ‚ÎflÚ¸ ÏÓÌËÚÓËÌ„ ÒÂÚË, ÔÓ‚˚ÒËÚ¸ ͇˜ÂÒÚ‚Ó ÛÒÎÛ„ Ë ÔÓÎÛ˜ËÚ¸ ÍÓÌÍÛÂÌÚ- Ì˚ ÔÂËÏÛ˘ÂÒÚ‚‡. èÓ ÏÌÂÌ˲ ÒÔˆˇÎËÒÚÓ‚, ÔÂÒÔÂÍÚË- ‚‡ ÔËÏÂÌÂÌËfl LBS ‚ ÒÓÚÓ‚˚ı ÒÂÚflı – ˝ÚÓ Ë ‡Á‚ΘÂÌËfl, Ë ˆÂ΂ÓÈ Ï‡ÍÂ- ÚËÌ„ (ÔÓ‰‚ËÊÂÌË ÛÒÎÛ„ Ò ÔË‚flÁÍÓÈ Í „ÂÓ„‡Ù˘ÂÒÍÓÈ ÚÓ˜ÍÂ). ëÓÚÓ‚˚ ÓÔ‡ÚÓ˚ ‡ÍÚË‚ÌÓ Á‡ÔÛÒ͇˛Ú ‡ÁÌÓ- „Ó Ó‰‡ ÔËÎÓÊÂÌËfl, ÔÓÏÓ„‡˛˘Ë ÓÚ˚Ò͇ڸ ·ÎËʇȯ ͇ÙÂ Ë Ï‡„‡ÁËÌ, ÛÁ̇ڸ, „‰Â ̇ıÓ‰flÚÒfl ‰ÛÁ¸fl Ë ‚ÓÁ- ‚‡˘‡˛ÚÒfl ÎË ‰ÂÚË ËÁ ¯ÍÓÎ˚. Ç Ë‰Â‡Î¸ÌÓÏ ÒÎÛ˜‡Â ÛÒÎÛ„‡ ‰ÓÎÊ̇ Ó͇Á˚‚‡Ú¸Òfl ÒÎÂ‰Û˛˘ËÏ Ó·‡ÁÓÏ: ‡·ÓÌÂÌÚ ÔÓÂÁʇÂÚ ÏËÏÓ Ï‡„‡ÁË̇ – Ë ÂÏÛ ‡‚ÚÓχÚ˘ÂÒÍË ÔËıÓ‰ËÚ ÒÓÓ·˘Â- ÌËÂ Ó ÚÓÏ, ˜ÚÓ Ú‡Ï ÓÒÛ˘ÂÒÚ‚ÎflÂÚÒfl ‡ÒÔÓ‰‡Ê‡. éÊˉ‡ÂÚÒfl, ˜ÚÓ ËÏÂÌÌÓ ÍÓÏϘÂÒÍÓ Ô‰ÓÒÚ‡‚ÎÂÌË ÍÓÌ- ÚÂÍÒÚÌÓÈ ËÌÙÓχˆËË Ó· ÓÍÛʇ˛- ˘Ëı Ó·˙ÂÍÚ‡ı ÒÚ‡ÌÂÚ ÓÒÌÓ‚ÓÈ ˝ÚÓ„Ó ˚Ì͇. é‰Ì‡ÍÓ Ì˚̯ÌË Ô‰ÎÓÊÂ- ÌËfl ÔÓ͇ Ì ‡‰Û˛Ú ‡ÁÌÓÓ·‡ÁËÂÏ, ‡ fl‰Ó‚˚ ÔÓθÁÓ‚‡ÚÂÎË ÔÎÓıÓ Ó҂‰Ó- ÏÎÂÌ˚ Ó ÌÓ‚˚ı ‚ÓÁÏÓÊÌÓÒÚflı. èË- ˜Ë̇ – ÚÂıÌ˘ÂÒÍË ÒÎÓÊÌÓÒÚË Ó„‡- ÌËÁ‡ˆËË Ú‡ÍÓ„Ó Ò‚ËÒ‡ Ë ÓÚÒÛÚÒÚ‚Ë ‰ËÌÓÈ ÓÚÍ˚ÚÓÈ ÚÂıÌÓÎӄ˘ÂÒÍÓÈ Ô·ÚÙÓÏ˚, ˜ÚÓ Á‡ÚÛ‰ÌflÂÚ ·ËÁÌÂÒ Ò‚ËÒ-ÔÓ‚‡È‰ÂÓ‚. í‡ÍÊ Ì ÒΉÛ- ÂÚ Á‡·˚‚‡Ú¸, ˜ÚÓ Î˛·‡fl ÛÒÎÛ„‡, Ò‚fl- Á‡Ì̇fl Ò ‚˚‰‡˜ÂÈ ËÌÙÓχˆËË Ó· ÓÍÛʇ˛˘ÂÈ Ò‰Â, Ú·ÛÂÚ ÔÓÒÚÓflÌ- Ì˚ı ‚ÎÓÊÂÌËÈ ‚ ‡ÍÚÛ‡ÎËÁ‡ˆË˛ ‰‡Ì- Ì˚ı. èÓÚË‚ÌËÍË ÚÂıÌÓÎÓ„ËË LBS Á‡fl‚Îfl- ˛Ú: ÔÓ‰Ó·Ì˚ ÛÒÎÛ„Ë Ì‡Û¯‡˛Ú Ú‡ÍË ԇ‚‡ ˜ÂÎÓ‚Â͇, Í‡Í Ì‚Ï¯‡ÚÂθÒÚ‚Ó ‚ Â„Ó Î˘ÌÛ˛ ÊËÁ̸. ê¯ÂÌËÂÏ ‰‡Ì- ÌÓÈ ˛Ë‰Ë˜ÂÒÍÓÈ ÔÓ·ÎÂÏ˚ fl‚ÎflÂÚÒfl ÓÙˈˇθÌÓ Òӄ·ÒË ‡·ÓÌÂÌÚ‡ ̇ Ô‰ÓÒÚ‡‚ÎÂÌË ËÌÙÓχˆËË Ó Â„Ó ÏÂ- ÒÚÓ̇ıÓʉÂÌËË ÚÂÚ¸ËÏ Îˈ‡Ï. ë ˝ÚÓÈ ˆÂθ˛, ‚ ˜‡ÒÚÌÓÒÚË, ËÒÔÓθÁÛ˛Ú- Òfl ÒËÒÚÂÏ˚ ‡ÛÚÂÌÚËÙË͇ˆËË ÍÎËÂÌÚÓ‚ LBS ̇ Web-Ò‡ÈÚ‡ı ÏÓ·ËθÌ˚ı ÓÔÂ- ‡ÚÓÓ‚. çÓ ÔË ˝ÚÓÏ Â„ÛÎflÌÓ ÔÓ- fl‚Îfl˛ÚÒfl ҂‰ÂÌËfl Ó ıˢÂÌËflı ·‡Á ‰‡ÌÌ˚ı, ÒÓ‰Âʇ˘Ëı Ì ÚÓθÍÓ ÍÓÏ- ϘÂÒÍËÂ, ÌÓ Ë „ÓÒÛ‰‡ÒÚ‚ÂÌÌ˚ ÒÂ- ÍÂÚ˚. ëΉÛÂÚ ÓÚÏÂÚËÚ¸, ˜ÚÓ ‰Îfl ¯ÂÌËfl Û͇Á‡ÌÌ˚ı ‚˚¯Â Á‡‰‡˜ ‚‡ÊÌÓ ËÏÂÚ¸ ÒÓÓÚ‚ÂÚÒÚ‚Û˛˘Û˛ ÚÂÏË̇θÌÛ˛ ‡Ô- Ô‡‡ÚÛÛ. èÓ˝ÚÓÏÛ ıÓ˜ÂÚÒfl ÔÓÊ·ڸ  ‡Á‡·ÓÚ˜ËÍ‡Ï Ú‡ÍÊ "˜ËÒÚÓ„Ó Ì·‡ ̇‰ „ÓÎÓ‚ÓÈ". ● 79 2010 ëèìíçàäéÇÄü ëÇüáú à ÇÖôÄçàÖ Упомянутая в статье тема развития рынка услуг LBS на базе оборудования ГЛОНАСС/GPS/GSM/GPRS/EDGE очень популярна сейчас и в коридорах власти, и в бизнес-кругах. При этом выгоды частного пользователя проглядываются действительно отлично. В первую очередь, это качественный скачок в рекламе – ведь с появлением технологий LBS стала реальностью возможность поиска ближайшего места, где тебя накормят, развлекут или продадут товары. Причем если немного помечтать, то следующим этапом должно стать предложение организации досуга с ГИС-привязкой. Тогда ты можешь спланировать свои выходные, проложив удобный маршрут с посещением определенного сеанса кино, нахождением в спортзале и на матче, в промежутке пообедав в недавно открытом рядом итальянском ресторане и посетив два магазина в моменты распродаж. Согласитесь, это качественно новое эффективное планирование своего досуга из вчерашних фильмов о будущем! Прочие возможности для частных потребителей, которым предрекают светлые годы роста, – это туризм и безопасность. Все мы хотим спокойно работать, зная, что наше чадо добралось из школы домой. А в эпоху "свободного" туризма на смену экскурсоводам и турам придут составленные индивидуально туры с описанием окружающих достопримечательностей, причем ты сам задаешь темп движения по своему уникальному маршруту, не зависишь от экскурсионных групп, от расписаний транспорта, задерживаясь в каждой точке сколько пожелаешь. В то время, когда сервисы для частных потребителей более или менее очевидны, сервисы для бизнеса еще только начинают зарождаться, приоткрывая поистине громадный потенциал возможностей технологий LBS. Технологическим базисом подобных сервисов становятся активно внедряемые модули ГЛОНАСС/GPS/GSM/GPRS. Рынок подобных устройств прирастает с 2005 г. в среднем на 50% в год и даже в кризис не прекратил своего роста. Это связано в первую очередь с тем, что системы мониторинга ГЛОНАСС/GPS после тестирования выявляют и предлагают вполне конкретный экономический эффект и сроки окупаемости и в целом позволяют оздоровить дисциплинарный климат в коллективе. Однако некоторые решения на базе таких систем приоткрывают будущее бизнес-сервисов LBS. Первое яркое решение для своих заказчиков стали предлагать некоторые особо продвинутые дистрибьюторы различных товаров. Теперь при подъезде к определенной торговой точке система автоматически посылает SMS-сообщение приемщику товара. Это позволяет ему заранее подготовиться к приемке, а значит, ускорить саму приемку. Эффективность такого нововведения говорит сама за себя – среднее время на разгрузке сокращается (и для хозтоваров, и для пищевых) в среднем на 20%. Лояльность же сотрудников торговых точек количественно оценить невозможно, хотя совершенно очевидно, что им значительно удобнее работать с таким "предупреждающим" поставщиком. Другая оригинальная идея клиентов систем мониторинга возникла у компаний- перевозчиков, оказывающих услуги по перевозке различным грузовладельцам. В кризис грузооборот на всех направлениях стал сильно снижаться, и разросшимся на лизингах в периоды роста паркам пришлось серьезно конкурировать за реальных заказчиков. Так как себестоимость километра пробега на рынке примерно известна и сильно ее изменить не удастся, конкуренция стала смещаться в сторону дополнительных сервисов. Одним из таких сервисов стала демонстрация на сайте перевозчика полного пути следования в реальном времени всех грузов его заказчика-грузовладельца. Разумеется, при прочих равных условиях грузовладельцы охотнее выбирают таких "прозрачных" инновационных перевозчиков. В заключение хотелось бы отметить, что сервисы на базе LBS и у нас в России, и за ее пределами находятся на начальной фазе развития, однако, громко заявляя о себе, представляются одними из ключевых в следующие 10 лет развития информационных технологий в целом. Олег Краус, Á‡ÏÂÒÚËÚÂθ ‰ËÂÍÚÓ‡ ÔÓ Â„ËÓ̇θÌÓÏÛ ‡Á‚ËÚ˲ áÄé "êÛÒÒÍË 燂˄‡ˆËÓÌÌ˚ íÂıÌÓÎÓ„ËË"
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw