Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2012

18 ной тарифной политики – спутни- ковый ШПД в некоторых случаях может конкурировать даже с на- земными каналами связи. А в ма- лонаселенных районах и там, где есть проблемы с организацией по- следней мили, спутниковый канал является оптимальным, если не единственным, решением. Даже пригороды и окраины крупных городов, находящиеся от провай- деров DSL на расстоянии 3–5 км, являются перспективными клиен- тами для недорогого спутникового доступа к мультимедийным услу- гам. Операторы мобильной связи пока не могут предоставить сопо- ставимые скорости передачи дан- ных за приемлемые деньги. 4 . Каковы необходимые условия для обеспечения массовости спутникового ШПД? Валентин Анпилогов Массовость можно обеспечить за счет гибкой тарифной политики, ор- ганизации разветвленной сети про- даж терминалов и услуг, в том числе за счет создания сети вирту- альных операторов. Анализ наращи- вания, например, сети WildBlue по- казывает, что в месяц число под- ключений в лучшем случае дости- г а л о п р им е р н о 1 0 0 0 0–1 5 0 0 0 в месяц. Не обойтись и без “соци- ального тарифа". Олег Ватулин Для России с учетом ее большой территории спутниковый Интер- нет необходим, но сейчас не хва- тает пропускной способности и стоимость оборудования пока высокая, в связи с чем доступ в Интернет для конечного пользо- вателя стоит дорого. Для обес- печения массового использования спутникового Интернета должна в первую очередь понизиться его стоимость, например до уровня Европы, где тарифы начинаются с 20 евро. Юрий Волков Массовость может быть обеспечена в том случае, если будут выполнены несколько условий: 1. Услуга должна найти своего по- требителя. Не факт, что в областях с низкой плотностью населения найдется до- статочное количество активных людей, интересующихся современ- ными технологиями спутникового ШПД. Вряд ли 70-летняя бабушка заинтересуется спутниковым ШПД. 2. Доступность. Стоимость оборудования должна быть такой, чтобы позволить без существенного ущерба для семей- ного бюджета приобрести обору- дование и оплачивать трафик. Олег Куц Для обеспечения массовости про- екта необходимо реализовать большой объем подготовительной организационной работы. Как го- ворилось ранее, необходимо остаться в рамках проекта по стоимости абонентского оборудо- вания. Создать наземную инфра- структуру узлов связи. Прорабо- тать оптимальные логистические схемы доставки оборудования в регионы, создать склады обору- дования на местах, обучить техни- ческий персонал на местах работе с данным оборудованием и многое другое. Нужно создать удобный и простой продукт, и как показы- вает мировой опыт – это непро- стая, но выполнимая задача. Сергей Пехтерев Низкая цена на оборудование и низкая цена за трафик, высоко- скоростной безлимитный доступ в Интернет – вот чего хотели бы потребители телекоммуникацион- ных услуг. Это с одной стороны. А с другой – хорошо развитая ди- стрибуция, возможность купить в шаговой доступности, профес- сиональная и быстрая работа в части установки и настройки оборудования, консультации и устранение возникающих про- блем при эксплуатации сети. Кли- енты могут быть придирчивы в вы- боре оператора интернет-доступа, и до них еще нужно донести всю пользу спутникового Интернета, то есть понадобится широкомас- штабная рекламная кампания. Сергей Филиппов Прежде всего это наличие достаточ- ного спутникового ресурса и сниже- ние себестоимости арендуемого спутникового ресурса. Также от- мечу необходимость создания госу- дарственных программ, направлен- ных на подключение как пользова- телей, так и услуг, потребляемых посредством ШПД. 5 . Как вы могли бы определить понятие "социальный тариф"? Валентин Анпилогов Рассчитывать, что в России ока- жется достаточное количество пла- тежеспособных клиентов при або- нентской плате, эквивалентной ми- нимум $35–40, как в аналогичных сетях США или Европы, не прихо- дится. Анализ анонсированных финансовых показателей РСС- ВСД показывает, что затраты больше, чем для аналогичных си- стем, а абонентская плата при- мерно в 2,5 раза ниже. Окупае- мость проекта РСС-ВСД при обо- значенных тарифах и стоимости терминала низкая. На окупаемость может уйти 10 и более лет, и без понятия “социальный тариф", ко- торый будет дотироваться госу- дарством, не обойтись. Олег Ватулин На мой взгляд, “социальный тариф" – это та сумма, которую государство готово платить за до- ступ к Интернету для повсемест- ного обеспечения им граждан. Со- циальным такой тариф будет в том случае, когда половина на- селения России будет пользо- ваться сетью, не задумываясь о цене на нее. Сергей Пехтерев По данным исследований различ- ных компаний, средний тариф на безлимитный ШПД составляет 300 руб. (и выше) в месяц в Москве. Конечно, в регионах эта сумма выше, также она зависит и от ско- рости доступа. Но можно рассчиты- вать, что социально ориентирован- ный тариф не будет превышать 1% от среднемесячного дохода семьи. Будет ли цена варьироваться в за- висимости от региона предоставле- ния услуг – это уже выбор опера- тора. Сергей Филиппов Если существует понятие “соци- альный тариф" для операторов, предоставляющих доступ по на- земным каналам, то для проекта РСС-ВСД это должно означать то же самое. Главная цель проекта – обеспечение равных возможностей доступа к информации для всех, независимо от технологии, вида

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw