Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2012
19 2012 СПУТНИКОВАЯ СВЯЗЬ И ВЕЩАНИЕ каналов связи, региона и тем более принадлежности к какой- либо социальной группе. Тарифы должны быть сопоставимыми с тем, что предлагают наземные операторы, но при этом потенциал услуг спутниковых каналов связи с их широковещательной приро- дой значительно выше. 6 . Как изменится рынок спутниковой связи в целом по мере реализации проекта РСС- ВСД? Валентин Анпилогов Спутниковые системы массового обслуживания ШПД Ka начали развиваться примерно 5–6 лет назад в Северной Америке. Если ориентироваться на их опыт, то оказывается, что сегодня идет про- цесс перевода абонентов VSAT с Ku-диапазона в Ka. Видимо, и в России часть абонентов перей- дет к оператору РСС-ВСД. Но этот отток будет незначительным, по- скольку сегодня российский рынок VSAT в первую очередь ориентиро- ван на корпоративных заказчиков, для которых применение спутнико- вых систем Ka может оказаться не- комфортным по разным техниче- ским и не техническим причинам. Кроме того, опыт эксплуатации за- рубежных систем Ka показывает, что в первую очередь их абоненты находятся в плотнонаселенных ре- гионах, тяготеющих к мегаполи- сам, а не в малонаселенных рай- онах, как это изначально предпо- лагалось. Например, лучи системы Wildblue до сих пор недогружены в малонаселенных регионах США, а новый спутник Viasat-1 имеет лучи более узкие и направленные туда, где фиксируется перегрузка более широких лучей сети Wild- Blue. Видимо, в России для VSAT Ku и VSAT Ka, если РСС-ВСД будет планомерно развиваться, жизнь определит свои частично пересекаю- щиеся целевые ниши. Рекламные заявления о безграничных возмож- ностях спутниковых систем Ka, мягко говоря, преувеличены. Не подлежит сомнению то, что в Рос- сии откроется новый сегмент рынка VSAT, ориентированный на физиче- ских лиц и малые предприятия. Более того, видимо, появятся и вир- туальные операторы VSAT в си- стеме РСС-ВСД. Олег Ватулин Вряд ли реализация проекта и ак- тивное использование Ка-диапа- зона сильно повлияют на рынок спутниковой связи – скорее по- явятся определенные ниши. Ка- диапазон больше будет использо- ваться для широкополосных мультимедийных приложений, Интернета. Часть специализиро- ванных услуг из Ku-диапазона может переместиться в Ка-диапа- зон, например перспективы разви- тия сервиса широкополосного до- ступа на подвижных объектах связывают с адаптацией к новому диапазону. Юрий Волков Если говорить о конкуренции с традиционными VSAT-операто- рами, работающими в Ku-диапа- зоне, то, учитывая простой функ- ционал VSAT-терминалов (иначе снижения стоимости “железа" не получить) для РСС-ВСД вкупе с надежностью сети, о серьезной конкуренции тут говорить не при- ходится, ибо основной заказчик VSAT-услуг – корпоративные кли- енты, которые предъявляют весьма жесткие требования к надежности связи и SLA. Олег Куц Проект РСС-ВСД предназначен для оказания услуг физическим лицам, на данный момент для этого сегмента рынка популярна технология одностороннего Интер- нета, и возможно ожидать “пере- ток" данной абонентской базы в спутниковый ШПД (Ka-диапа- зон). Операторов, работающих на технологии VSAT (Ku-диапазон), это затронет в меньшей степени. В целом можно ожидать роста рынка спутниковой связи с уве- личением потенциальной абонент- ской базы. Сергей Пехтерев Рынок спутниковой связи в России изменится кардинально. Новый Ка-диапазон, новое оборудование (consumer VSAT), новые цены – все это может перевернуть тради- ционное представление о бизнес- модели операторов спутниковой связи. Для нас огромным плюсом является возможность анализиро- вать опыт европейских и американ- ских коллег, и важно не наступить на те же грабли. Все это касается предоставления услуг частным лицам. Для корпоративных клиен- тов VSAT-оператор по-прежнему будет оцениваться не только по цене на услуги, но и по качеству, надежности сервиса и индивиду- альному подходу. В проекте РСС- ВСД на это вряд ли можно будет рассчитывать на 100%, ведь это все-таки прежде всего массовый сервис. Сергей Филиппов В связи с неудачным запуском спут- ника “Экспресс-AM4" сделать вы- воды о том, как будет работать тех- нология Ka в наших условиях, а также предположить реакцию рынка можно будет только после за- пуска очередных спутников с Ka- транспондерами на борту. Опыт ис- пользования Ка-диапазона в Ка- наде, схожей по климатическим условиям с некоторыми регионами России, обнадеживает, но оконча- тельный вывод можно сделать только на основе практического ис- пользования этого диапазона. VSAT-операторы в Ku-диапазоне при сильной конкуренции со сто- роны Ka-диапазона и высокой стои- мости частотного ресурса прогнози- руемо вымрут, но не скоро. Деньги, инвестированные пользова- телями в абонентское оборудование Ku, а также пока несформирован- ный рынок услуг в Ka позволят VSAT-операторам продержаться на плаву еще некоторое время. Мно- гое будет зависеть от успешности развертывания группировки КА “Экспресс" AM5/6, Ка1, Ка2 и первых результатов опытной экс- плуатации диапазона. Модель, к которой уверенно идет западный рынок спутниковых коммуникаций в Ka (Hughes, ViaSat), где вендор, спутниковый оператор и владелец спутникового ресурса представ- лены в одном лице, является опти- мальной. Она позволит компаниям устанавливать низкие тарифы для конечных пользователей и конку- рировать не только между собой, но и с операторами наземных кана- лов. На нашем рынке потенциально ближе всех к этой модели нахо- дится ГПКС, так как является собственником спутникового ре- сурса и уже имеет ЦЗССС для ра- боты в Ka-диапазоне. Но формиро- вание настоящего рынка начнется после запусков и ввода в эксплуа- тацию новых спутников. l
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw