Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2012
Александр Крылов, эксперт В настоящее время все большее число государств рас- сматривают космос как зону своих геополитических и экономических интересов. Поэтому космос стал обо- ронным щитом с современной каче- ственной связью и навигацией, спо- собностью выявления и парирования природных и иных катаклизмов для многих государств мира. Кроме того, эффективная космическая деятель- ность стран мира является наиваж- нейшим звеном инновационного раз- вития экономики, создающим новые научные, технологические и техниче- ские направления. Для укрепления конкурентных позиций в этой сфере деятельности крупнейшие державы мира не жалеют ни сил, ни средств. Это утверждение убедительно под- тверждают представленные в таб- лице сведения о финансировании гражданских космических программ России, Китая, Индии и США за первые 10 лет ХХI века. Р оссия Данные о финансировании граждан- ского космоса России, представлен- ные в таблице, включают средства, фактически оплаченные из госу- дарственного бюджета за проведен- ные в том или ином году работы. Для 2010 г. приведены средства, определенные федеральным зако- ном № 308-ФЗ от 15.12.2009 г. Объем средств, приведенных в таб- лице, является суммой средств по финансированию трех российских программ – ФКП России на 2006– 2015 гг., ФЦП “ГЛОНАСС" и ФЦП “Развитие российских кос- модромов на 2006–2015 гг." (ФЦП “РРК" на 2006–2015 гг.), входящих в компетенцию Роскосмоса. Сведе- ния о составе орбитальной группи- ровки космических аппаратов (КА) России, приведенные в таблице, включают спутники гражданского, двойного и военного назначения. Из таблицы следует, что суммарное финансирование трех гражданских космических программ России в 2010 г. впервые перевалило за 100 млрд руб., а за первое десятилетие ХХI в. составило более 13 млрд долл. США. Таким образом, еже- годное финансирование космиче- ской отрасли за 10 лет выросло в 11,5 раза в рублевом и в 11 раз в долларовом исчислении с учетом среднегодового курса рубля к дол- лару США. Однако реальная орби- тальная группировка России за эти же годы не только не увеличилась, а, напротив, по экспертной оценке автора, сократилась почти на 30 спутников, в том числе на 24 спут- ника гражданского назначения. Если в начале 2001 г. она насчиты- вала 107 КА, в том числе 48 граж- данских спутников, то в конце 2010 г. – не более 74 спутников, из них только 24 были гражданскими. За последние 10 лет произошло факти- ческое двукратное снижение числа КА гражданского назначения, хотя руководители Роскосмоса к 2010 г. обещали их рост до 103 спутников. В конце 2010 г. в ОГ России не было ни одного действующего на- учного спутника, в системе “Гонец" работал только один КА, в системе ДЗЗ функционировал с ограниче- ниями единственный спутник “Ре- сурс-ДК", на орбите работал с су- щественными ограничениями одино- кий метеорологический КА “Ме- теор-М" № 1, а глобальная навига- ционная спутниковая система, не- смотря на пристальное внимание к ней со стороны властных структур и беспрецедентное финансирование, так и не стала глобальной к концу 2010 г. Значительный рост финансовых вливаний в гражданский космос в течение последних пяти лет не привел и вряд ли в обозримой пер- спективе приведет к желаемому ко- личественному и качественному из- менению состава орбитальной груп- пировки России. Действительно, ракетно-космиче- ская промышленность России, как и другие высокотехнологичные от- расли народного хозяйства, подвер- глась разрушительному удару в процессе смены государственной власти в 1991 г. В 90-х гг. прошлого столетия произошло более чем две- надцатикратное падение государст- венного финансирования граждан- ского космоса. Если на гражданские научные и народнохозяйственные программы в 1989 г. космическая отрасль получила в СССР 1,7 млрд руб. (более 2,58 млрд долл. США), то в 1990-е гг. уровень их ежегод- ного финансирования ни разу не превысил 200 млн долл. США. При этом в течение 10 лет наблюдалась хроническая задолженность (факти- чески невыплата денег за проведен- ные работы) по государственному заказу. Поэтому в 1992–1999 гг. космическая отрасль понесла ката- строфические кадровые потери спе- циалистов в возрасте от 20 до 40 лет, последствия которых не замед- лили негативно сказаться. В этой связи в настоящее время основной проблемой отрасли является воспол- 28 ТЕНДЕНЦИИ С равнительный анализ финансирования гражданских космических программ России, Китая, Индии и США
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw