Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2012

точно долго обслуживали нужды программы МКС, а ресурсов на раз- витие собственной космической про- граммы не выделяли… От нашей космонавтики партнеры все уже по- лучили. И нас попросту не берут в будущее как ненужный балласт". Уровень научной деятельности на борту МКС он сравнил с “лабора- торными работами для первокурс- ников". К. Феоктистов сказал об участии России в программе МКС более жестко: “Нести огромные рас- ходы на участие в проекте МКС – совершенно дурацкое занятие. Нам это совершенно не нужно. Весь опыт, инженерный опыт, который нужно было получить от работы на орбите Земли, мы получили на всех наших станциях… Главная дорога космосе уже давно идет мимо пило- тируемых полетов, давно уже, не- сколько десятилетий. Сейчас глав- ное – это прикладные вещи: связь, ретрансляция телевидения, спут- ники-разведчики, контроль природ- ных ресурсов". Трудно не согла- ситься с уважаемыми космонавтами, переживающими за космическую промышленность России. Поэтому Роскосмосу неплохо бы от- казаться от финансирования тех программ, которые не дают никакой практической и научной отдачи в пользу разработки и использова- ния современных систем связи и ве- щания, дистанционного зондирова- ния земли и других прикладных си- стем. 4. Крайне низкая экономическая эф- фективность космической отрасли России. Руководители Роскосмоса для оценки эффективности работ по ФКП из года в год используют аб- солютные значения прироста объема продукции в ракетно-космической промышленности и количество за- пусков ракет-носителей. Однако, согласно исследованию Минэко- номразвития России, производи- тельность труда в космической от- расли России отстает от передовых стран мира во много раз. По данным министерства, ракетно-космическая промышленность страны ежегодно производит продукции из расчета 14,8 тыс. долл. США на одного ра- ботающего в этой отрасли, в то время как в Евросоюзе этот показа- тель составляет 126,8 тыс. долл. США, то есть выше российского в 8,6 раза, а в США – 493,5 тыс. долл., что выше в 33,3 раза. 5. Продолжается устойчивая тен- денция деградации руководящего персонала отрасли, начавшаяся в последние 10–15 лет. На смену ру- ководителям многих предприятий отрасли, прошедших школу Коро- лева, Челомея, Янгеля, Бабакина, умевшим ставить и решать с необхо- димым качеством стратегические за- дачи отрасли и страны, пришли вы- движенцы (“эффективные топ-ме- неджеры"), зачастую не знающие процесса проектирования и созда- ния космических средств. Низкая квалификация и профессиональная некомпетентность руководителей от- расли и большинства предприятий, их неспособность установить жест- кую финансовую и технологиче- скую дисциплину, ответственность за произведенную продукцию даже в условиях достаточного финанси- рования работ привели к существен- ному росту сроков изготовления продукции и к значительному сни- жению качества спутников и ракет- носителей. И как следствие, россий- ская орбитальная группировка ката- строфически усыхает, а аварий- ность запуска ракет-носителей не снижается. К итай Данные о финансировании граждан- ской космической деятельности Китая в основном представлены экспертными оценками за исключе- нием данных за 2008, 2009 и 2010 гг., которые приведены компанией Eu- roconsult. Анализ результатов фи- нансирования космической отрасли Китая свидетельствует о том, что за первое десятилетие ХХI в. финанси- рование гражданской космической деятельности составило почти 11 млрд долл. США. Это означает, что Китай потратил за 10 лет на гражданский космос на 17% финан- совых средств меньше, чем Россия, и тем не менее опередил нас по всем видам космической деятельности, за исключением пилотируемой про- граммы и пусковых услуг. Суще- ствующая орбитальная группировка КНР по числу КА практически сравнялась с ОГ России, а по каче- ству спутников (сроку их активного существования) значительно ее пре- восходит. Отсюда следует, что бюд- жетные денежные средства в косми- ческой отрасли Китая тратятся эф- фективнее, чем в Российской Феде- рации. И ндия Данные о финансировании граждан- ской космической деятельности Индии позаимствованы автором у компании Euroconsult и из жур- нала “Новости космонавтики" № 5 за 2010 г. Индия на финансирова- ние гражданской космической дея- тельности расходует значительно меньше средств, чем Россия, однако сумела опередить Россию по достиг- нутым в прикладных видах косми- ческой деятельности результатам. В Индии развиваются и совершен- ствуются на основе собственной кос- мической индустрии системы связи и вещания, исследования и рацио- нального использования природных ресурсов, мониторинга и ликвида- ции последствий природных ката- строф и техногенных аварий, метео- рологии и климатологии; картогра- фии, геологии, геофизики, геохи- мии и океанологии. Анализ резуль- татов финансирования космической отрасли Индии свидетельствует о том, что за последние пять лет фи- нансирование гражданской космиче- ской деятельности составило почти 4,6 млрд долл. США, а в России – 10,7 млрд долл. США. Это озна- чает, что Индия за последние пять лет на гражданский космос потра- тила в 2,3 раза меньше финансовых средств, чем Россия, и тем не менее опередила нас по очень многим видам прикладной космической дея- тельности. Отсюда следует, что бюджетные денежные средства в ра- кетно-космической промышленно- сти Индии используются эффектив- нее, чем в Российской Федерации. С ША Финансирование гражданской кос- мической деятельности США осу- ществляется в основном через На- циональное управление по аэронав- тике и исследованию космического пространства (National Aeronautics and Space Administration – NASA) и Национальное управление по океанам и атмосфере (National Oceanic and Atmospheric Adminis- 30

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw