Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2012

димости с российской территории и передачи ее в центры управления полетом (ЦУП) в режиме реального времени. Кроме того, на эти же кос- мические средства через КА МКСР планировалось передавать ко- мандно-программную информацию с того или иного ЦУПа. Предусмат- ривалась возможность приема сиг- налов системы “КОСПАС/SARSAT” и сбора метеорологической инфор- мации системы “Планета-С". Как известно, ни один из планируе- мых к запуску в ближайшие 5–7 лет низкоорбитальных КА за исключе- нием МКС не будет иметь системы связи “спутник-спутник". МКСР в составе трех спутников “Луч-5А", “Луч-5Б" и “Луч-4" с точками стоя- ния на геостационарной орбите 16W, 95E и 167Е не обеспечивает непрерывного приема информации от перечисленных выше космиче- ских средств в течение примерно 15–25% времени их полета. Так что система ретрансляции “Луч-М" не способна в полном объеме решать заявленные задачи, и они срочно трансформируются. МКСР теперь будет обеспечивать проведение теле- мостов и телеконференций между наземными объектами, ретрансля- цию информации от стационарных и подвижных объектов при возник- новении на них нештатных ситуа- ций и ее передачу на пункты приема и обработки, а также прием сигна- лов системы дифференциальной коррекции и мониторинга навига- ционных спутниковых систем и их передачу потребителям. Решить все эти задачи на маломощном четырех- диапазонном (P, L, S и Ku) спут- нике “Луч-5А", имеющем в S- и L- диапазонах скорость передачи дан- ных 5 и 2 Мбит/с соответственно, скорее всего не удастся. Наземные приемопередающие станции S-диа- пазона гражданского назначения в стране за исключением незначи- тельного числа станций приема кос- мической информации с зарубеж- ных КА ДЗЗ просто отсутствуют. Третьей космической системой связи, в которой Роскосмос пред- стает заказчиком, производителем и оператором одновременно, будет многофункциональная космическая система “Арктика", элементом кото- рой является подсистема космиче- ской связи “Арктика-МС". Подси- стема “Арктика-МС" определена в составе шести спутников на высо- коэллиптической орбите (ВЭО): три КА мультисервисной и мобильной связи “Арктика-МС1" и три КА по- движной правительственной связи, управления воздушным движением и ретрансляции навигационных сиг- налов “Арктика-МС2". Цена под- программы “Арктика-МС" опреде- лена в 68 млрд рублей. Известно, что единое телекоммуни- кационное пространство России уже сформировано наземными линиями связи и спутниками на ГСО. По- этому предлагаемая подсистема кос- мической связи “Арктика-МС" со спутниками на ВЭО, даже будучи реализованной, не сможет суще- ственно повлиять на общую картину. Системы связи на ВЭО обладают не- оспоримыми преимуществами перед системами связи на ГСО в случае до- ставки сигнала со спутника в высо- кие широты (выше 78 град. северной или южной широты), где прием с геостационарного спутника затруд- нен или вовсе невозможен. Но если посмотреть на карту России, не- трудно увидеть, что вся материковая часть страны лежит южнее указан- ной границы и в настоящее время с успехом обслужива- ется с геостационар- ных спутников. На- пример, в городе Ба- ренцбург на острове Шпицберген телеви- дение и связь обес- печивают спутники систем “Экспресс" (Россия) и Тоr (Нор- вегия). Поэтому создание си- стем спутниковой связи (“Гонец", “Луч" и “Арктика") не только не поможет нашей стране стать лидером в одном из важнейших направ- лений космической деятельности и в освоении северных территорий, но, наоборот, отвлечет и омертвит финансовые ресурсы го- сударства без какой-либо экономиче- ской отдачи. Создавая с энтузиазмом неэффективные системы спутнико- вой связи типа “Гонец", “Луч" и “Арктика", Роскосмос распыляет государственные средства и ресурсы, которые так необходимы реально востребованной системе космической связи и вещания гражданского на- значения России. При большом объеме общих бюд- жетных затрат на спутниковые си- стемы связи и ретрансляции наибо- лее востребованная и приносящая реальные доходы государственная система связи и вещания граждан- ского назначения “Экспресс" испы- тывает постоянный финансовый голод в последние 15 лет. В том числе и по этой причине она нахо- дится в перманентном состоянии де- градации орбитальной группировки и нехватки емкости. О рбитальная группировка гражданских спутников связи и вещания Китая В Китае на рубеже ХХ и ХХI веков спутниковая связь и вещание разви- вались очень стремительно на базе национального сформированного промышленного космического ком- плекса. Последнее позволяет КНР разрабатывать и выводить на ГСО спутники связи и непосредственного вещания с длительным сроком экс- плуатации, высокой надежностью и большой энергетикой. Спутники, отвечающие требованиям времени, позволяют развивать широкий спектр услуг, активно продвигать процесс рыночной ориентации космических технологий и увеличивать масштабы прикладного применения спутнико- вой связи и вещания на всей террито- рии немалой страны. В стране соз- дана и успешно работает широкопо- лосная сеть дистанционного обучения на базе спутниковой связи и сеть кос- мической медицины. Китай создал глобальную сеть мобильной и фикси- рованной спутниковой связи, войдя в число стран, обладающих передо- выми космическими технологиями. Из данных, приведенных в таблице, следует, что в течение 10 лет КНР 43 2012 СПУТНИКОВАЯ СВЯЗЬ И ВЕЩАНИЕ

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw