Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2012
мым функциям контроля и управле- ния в сети. Как показал анализ, эти требования не полностью согласованы с между- народными рекомендациями и, кроме того, их трудно (а в полном объеме невозможно) проверить при подтверждении соответствия с уче- том конструктивных решений совре- менных VSAT-станций. Рекомендо- вано к обязательным требованиям подтверждения соответствия для VSAT-станций отнести только наи- более важные требования по ЭМС: максимальную ЭИИМ, неточность наведения антенны ЗССС на спут- ник, внеосевые побочные излуче- ния, побочные излучения по оси диаграммы направленности ан- тенны, плотность ЭИИМ внеосе- вого излучения внутри рабочей по- лосы, развязку по кросс-поляриза- ции, подавление несущей, функции контроля и управления. Среди принятых решений ГКРЧ следует особо отметить решение ГКРЧ от 19.02.2010 № 10-06-01-3, которым утвержден порядок приме- нения VSAT-станций. Положения этого документа практически совпа- дают с положениями решения ГКРЧ от 19.02.2010 № 10-06-01-2 для VSAT-станций Ku-диапазона. Еще одним направлением междуна- родного регулирования Ка-диапа- зона является спутниковое вещание в диапазоне 21,4–22,0 ГГц. Вопрос об использовании спектра в полосе 21,4–22,0 ГГц для радиовещатель- ной спутниковой службы (РвСС) и связанных с ней полос фидерных линий в районах 1 и 3 вошел в по- вестку дня Всемирной конференции радиосвязи 2012 г. (ВКР-12). В рамках работ по подготовке к ВКР-12 исследовательская комис- сия МСЭ-R (ИК4 – "Спутниковые службы") завершила разработку новой Рекомендации МСЭ-R BO.[BSS_ANT_PATT] – Эталонная диаграмма направленности при- емной антенны земной станции для радиовещательной спутниковой службы в полосе частот 21,4–22 ГГц в Районах 1 и 3. Рекомендация устанавливает тре- бования к эталонной диаграмме на- правленности приемной антенны земной станции РвСС по основной и кроссовой поляризациям в по- лосе частот 21,4–22,0 ГГц, которые должны применяться при решении вопросов совместного использова- ния частот как внутри РвСС, так и с другими службами. Рекоменда- ция вступит в действие с 2012 г. после ее утверждения администра- циями по стандартной процедуре МСЭ. 4. Регулирование использования ЗССС на подвижных (мобильных) платформах, работающих в полосах радиочастот ФСС (ESOMP) Потребности предоставления услуг связи с использованием ЗССС, рас- полагаемых на подвижных плат- формах, привели к принятию в РФ ряда нормативных документов по их регулированию. Для частотного обеспечения и раз- работки условий применения зем- ных станций, устанавливаемых на воздушных судах (ВС), выпущены решения ГКРЧ: от 01.12.2003 № 30/5, от 06.06.2005 № 05-06-04-001, от 06.06.2005 № 05-06-05-214. В них разрешено использование на вто- ричной основе отдельных радиоча- стот в пределах полосы радиочастот 14,0–14,4 ГГц (на передачу) и утверждены порядок использова- ния ПРЧ и условия совместной ра- боты в разрешенных ПРЧ системы ВПСС и РЭС различного назначе- ния. В решении ГКРЧ от 08.09.2011 № 11-12-01 разрешено использова- ние полос радиочастот 1710–1785 и 1805–1880 МГц для применения операторами, оказывающими услуги подвижной радиосвязи стандарта GSM на основании соответствую- щих лицензий, РЭС стандарта GSM-1800 на транспорте и предна- значенных для организации спутни- ковых сетей связи, без оформления отдельных решений ГКРЧ. Основные технические характери- стики применяемых на транспорте ЗССС должны соответствовать Ре- комендациям МСЭ-R серии VSAT: S.725, S.729, в том числе мощность передатчика не должна превышать 2 Вт, ЭИИМ – не более 50 дБВт, диаметр антенны от 0,9 до 2,4 м. Ре- гистрация ЗССС, размещаемых на транспорте, осуществляется по месту приписки транспортного сред- ства на основании разрешения на использование РЧ или РЧК, выдан- ного владельцу центральной (регио- нальной) земной станцией спутни- ковой связи этой сети. В этом решении имеется ряд поло- жений, которые вызывают вопросы у специалистов. Например, надо ли иметь лицензии на услуги подвиж- ной радиосвязи стандарта GSM при использовании на транспорте ЗССС с указанными параметрами; как раз- мещать ЗССС с диаметрами антенн от 0,9 до 2,4 м на поездах, и другие вопросы. Учитывая неоднозначное толкова- ние этого решения и возникающие вопросы, требуются дополнитель- ные разъяснения по его примене- нию. В 2011 г. ИК4 (РГ4А) МСЭ-R на- чала разработку проекта новой ре- комендации по использованию ЗС на подвижной платформе, работаю- щей в системе НГСО ФСС в по- лосе 17,3–30 ГГц. Проект содержит перечень важных ограничений, на- лагаемых на станции VSAТ, рабо- тающие на подвижной платформе через спутники на негеостационар- ной орбите. Цель этих ограничений (выраженных в словесной форме, без каких-либо количественных пределов) – обеспечить сохранение помех другим спутниковым сетям на том же уровне, что и помехи от фиксированных земных станций. Хотя работа подвижных станций через спутники ФСС не соответ- ствует букве Регламента радио- связи, реально остановить такое ис- пользование VSAT невозможно, в том числе в России. Установление четких ограничений в этом случае будет способствовать защите дей- ствующих сетей ФСС и представ- ляется полезным. 5. Сокращение избыточного государственного регулирования в сфере связи Распоряжением Правительства Рос- сийской Федерации от 26.04.2011 № 734-р утвержден “План реализа- ции мероприятий…" [5], в котором по вопросам регулирования в сфере связи намечены следующие важные мероприятия: принятие акта (реше- ния) ГКРЧ, оптимизирующего по- рядок выделения полос радиоча- стот, присвоения (назначения) ра- диочастот или радиочастотных ка- налов, проведения экспертизы, предусматривающей в числе прочего сокращение сроков согласования в органах Минобороны России, ФСО России и ФСБ России. 6. Введение уведомительного принципа регулирования VSAT-станций Исследования, проведенные по во- просам упрощения регулирования VSAT-станций в Ku- и Ka-диапазо- 53 2012 СПУТНИКОВАЯ СВЯЗЬ И ВЕЩАНИЕ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw