Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2012
В о избежание ава- рий в пассажир- ском самолете традиционно запрещается использо- вать электронные гаджеты лишь в течение взлета и посадки, во время перелета это ограничение не действует. Но какой толк от но- утбука, смартфона или планшета на высоте в несколько тысяч метров над землей без доступа в Интернет? По статистике, все больше пассажи- ров чувствуют себя дискомфортно, если не имеют возможности пользо- ваться подключением к Сети в авиа- рейсах: для одних это инструмент, при помощи которого можно даже командировке не выпадать из ра- бочего процесса, для других – неис- черпаемый источник развлечений. Откликаясь на запросы этих катего- рий клиентов, авиакомпании могут при помощи подвижных систем спут- никового интернет-доступа не только значительно расширить сервисную составляющую транспортных услуг, но и существенно повысить конку- рентоспособность и стоимость бренда. Впрочем, спутниковая связь в самолете – это не только дополни- тельный и востребованный сервис для пассажиров, но и важнейший элемент системы безопасности. На- пример, с его помощью можно орга- низовать внутреннее телевидение для предупреждения опасных ситуаций, таких как внезапные возгорания или нарушения общественного порядка, а также для дублирования информа- ции из черных ящиков пилотов в ре- жиме реального времени в центр управления полетами. Иными сло- вами, потребность в системах связи на борту гражданских самолетов су- ществует уже давно, однако, не- смотря на это, пока что лишь считан- ные авиакомпании готовы предло- жить своим пассажирам соответ- ствующий сервис. З атравка от Boeing Первый масштабный зарубежный проект по обеспечению связи в дви- жении реализовало специальное бизнес-подразделение компании Boeing – Connexion by Boeing. Оно вывело на рынок услугу организа- ции доступа в Интернет на бортах самолетов, пролетающих над терри- ториями Северной Америки, Ев- ропы, Азии и части Африки. Для этого на борту воздушного судна устанавливалась фазированная ан- тенная решетка или антенна с меха- ническим наведением для работы через геостационарный спутник Ku- диапазона. В основе системы лежал ряд технологий, разработанных американской компанией Viasat Inc., которые обеспечивали про- пускную способность канала связи от 2 до 20 Мбит/с. Коммерческий запуск сервиса, позво- лявшего пассажирам получать ин- формацию из Интернета прямо во время полета, состоялся в 2003 г. на борту сразу двух самолетов Boeing 747, принадлежащих авиакомпаниям Lufthansa и British Airways. Через два года компания Connexion by Boe- ing добавила к доступу в Интернет услугу первого потокового ТВ-веща- ния на одном из международных рейсов авиакомпании Singapore Air- lines, а к IV кварталу 2006 г. – на всех рейсах. Однако в конце того же года Connexion by Boeing прекратила предоставлять телекоммуникацион- ные услуги в самолетах из-за отсут- ствия достаточного количества кли- ентов, необходимого для того, чтобы окупить инвестиции в этот проект. Теперь сервис доступен только на территории США и в значительной степени финансируется правитель- ственными структурами страны, ко- торым бесперебойная связь необхо- дима даже в воздухе. Опыт Connexion by Boeing показал, что попытка единолично создать гло- бальную систему интернет-доступа в гражданских самолетах требует очень больших вложений и потому малоперспективна. В частности, Connexion by Boeing самостоятельно закупала оборудование для всех зем- ных станций сопряжения и арендо- вала спутниковый ресурс, значи- тельно превышающий потребности стартапа и рассчитанный на работу системы при большом количестве пользователей. Вместе с тем, не- смотря на коммерческий провал, реализованная компанией идея и ис- пользованные ею технологические решения “не поросли мхом" и нашли воплощение в новых проектах. С вязь на взлетной полосе Спустя всего два года после сворачи- вания проекта Connexion by Boeing (в 2008 г.), компания Aircell пред- приняла очередную попытку освоить доступ в Интернет на борту самоле- тов. Для этого она запустила сервис Gogo Inflight Internet, позволяющий подключаться к Глобальной сети по- средством системы сотовых вышек и стандарта TIA-856-A Evolution Data Optimized в рабочем диапазоне 800 МГц. Этот проект оказался ком- мерчески успешным: на сегодняшний день Aircell использует для предо- ставления услуги 92 вышки, покры- вающие Северную Америку, включая Канаду и Мексику. Суммарный вес 68 УСЛУГИ Н а связи с небом Каждая авиакомпания стремится сделать авиарейсы как можно более комфортными для клиентов. Но ни вкусная еда, ни кино- фильмы, ни музыкальное сопровождение, ни сопутствующая информация о полете, ни красочные виды за бортом не спо- собны заменить доступ в Интернет. Без него перелет для многих пассажиров может превратиться в проведенное впустую время. Сергей Алымов, генеральный директор ООО “РуСат"
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw