Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2012

76 А нализ европейских норм Принимая во внимание шаблон оги- бающей ДН типовой антенны, напри- мер определенной S.465, можно оце- нить допустимую спектральную мощ- ность излучения передатчика. Наибо- лее сильное ограничение наступает в пределах углового сектора вблизи осевого направления излучения. Спектральная мощность излучения передатчика примерно должна со- ставлять не более 0 дБВт/40 кГц. При таком передатчике требование по ограничению спектральной плотности ЭИИМ будет выполняться, если не- точности наведения не превышают 0,2 град., при этом уровень усиления первого бокового лепестка не выше 22 дБ. Для зеркальных антенн (даже малого раскрыва) с механическим сканированием это значение вполне достижимо, а вот для решеток при от- клонении луча получить такое значе- ние уже проблема. В ряде случаев ре- шение этой проблемы основано на расширении спектра сигнала, но это дополнительные затраты на аренду частотного ре- сурса. Соответ- ственно представ- ляет интерес оце- нить достижимые значения С/N при условии, что с п е к т р а л ь н а я мощность передат- чика максимальна и не превышает 0 дБВт/40 кГц. Для этого следует оценить энергети- ческие параметры составной радио- линии. Анализ показывает, что для типовых спутников Ku- диапазона дости- гается C/N = 11–12 дБ в прямом канале, работаю- щем с отдельным стволом в ре- жиме, близком к насыщению. В обратном ка- нале достигается такое же значе- ние C/N=11–12 дБ при работе в стволе с линей- ным режимом. В случае исполь- зования одного ствола и для пря- мого, и для об- ратного канала энергетика в пря- мом канале будет меньше примерно на 2–3 дБ. П одведем итог Применение VSAT в движении ак- тивно продвигается в мире и начинает осуществляться в России. Морские VSAT применяются уже относи- тельно давно, VSAT на скоростных поездах практически начали приме- няться с 2008–2009 гг. для сопряже- ния с Wi-Fi. Уже несколько россий- ских компаний проводят экспери- менты на российских железных доро- гах. Но применение VSAT в движе- нии имеет массу нюансов системного и технического характера, некоторые из них достаточно подробно описаны в последней версии обзора “Анализ особенностей ранка VSAT при орга- низации подвижной связи” (Json & Partners Consulting). Одним из таких технических нюансов, отмеченных в статье, является то, что допустимо использовать передатчик с мощ- ностью, эквивалентной спектральной плотности до 0 дБВт/40кГц без при- менения способов расширения спек- тра (или 1 Вт на 40 кс/с, например для обратного канала 400 кс/c допу- стим передатчик 10 Вт). Следует обратить внимание на про- тиворечивость обобщенного решения ГКРЧ № 11-12-01 от 08.09.2011 для земных станций спутниковой связи типа VSAT в Ku-диапазоне при уста- новке на морских и речных судах и на железнодорожном транспорте именно для GSM. Если принять во внимание принцип нейтральности технологий, декларируемый Мин- комсвязи, решение косвенно позво- ляет применять VSAT Ku как мини- мум на морских судах без привязки к технологии GSM. Что касается по- ездов, то вопрос остается открытым, так как трудно себе представить VSAT-антенну в диаметре 0,9 м и более (при мощности до 2 Вт) на крыше высокоскоростного поезда. l Огибающая ЭИИМ дБВт/40 кГц (рис. 1) Стандарт ETSI Примечание 33 - 25 lg ( φ + δφ ) - 10lg(N), для 2,5° ≤ φ + δφ ≤ 7,0° EN 301 427 Диапазон 14–14,25ГГц 12 - 10lg(N), для 7,0° < φ + δφ ≤ 9,2° EN 302 340 Морские суда 36 - 25 lg ( φ + δφ ) - 10lg(N), для 9,2° < φ + δφ ≤ 48° EN 302 448 Поезда - 6 - 10lg(N), для 48°< φ + δφ ≤ 180° EN 302 977 Любые наземные подвижные средства Примечание: δφ – точность наведения, заявляемая оператором, но не более 0,2 град.; N – число одновременно работающих станций на одной частоте, например в режиме CDMA. О граничение спектральной плотности ЭИИМ для VSAT на подвижных средствах (кроме воздушных судов) Таблица О граничение спектральной плотности ЭИИМ, установленное европейскими стандартами, для VSAT-станций на морских судах, поездах, автомобилях в диапазоне частот 14–14,5 ГГц Рис. 2 Т ипичная антенна для установки на поезде Рис. 3

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw