Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2013

Ванино, вахтовые поселки Сибири, Севера и т.п. В таких местах решение проблемы ШПД может быть экономи- чески оправдано за счет разумного со- вмещения технологий спутниковой и мобильной сотовой связи для созда- ния локальных пятен ШПД. Это может оказаться дешевле, чем органи- зация этой услуги конечному пользо- вателю по чисто спутниковой или чисто наземной технологии. Очевидно, что в проекте РСС-ВСД имеются резервы для заметного улучшения его технико-экономиче- ских показателей. Доработка могла бы быть выполнена при соответ- ствующем решении заказчика, то есть Минкомсвязи. Михаил Симонов Даже самые продвинутые техниче- ские решения не гарантируют бы- строй финансовой окупаемости спут- никового проекта. Оптимальные тех- нические решения должны быть на- правлены на достижение разумного компромисса между желанием спут- никового оператора закупать надеж- ные универсальные спутники и за- просами потребителей спутникового ресурса – сервис провайдеров и крупных корпоративных клиентов, которым необходима спутниковая емкость, адаптированная под предо- ставляемые ими услуги, с целью максимизации доходов при любых изменениях потребностей рынка спутниковых услуг за длительный 15-летний период работы КА на ор- бите. Участие государства (бюджетные ас- сигнования) в реализации социально значимых спутниковых проектов представляется необходимым. Сергей Пехтерев Начнем с того, что все сроки окупае- мости указанные в вопросе, – это, скажем так, “мечты операторов”, под которые они получили кредит от ин- весторов на свои проекты. У “Ири- диума” (Iridium), как все помнят, с мечтами об окупаемости тоже все было в порядке. Если мы будем го- ворить о помощи со стороны госу- дарства, то общепринятой разумной практикой является поддержка спроса, а не поддержка производ- ства. Те же США, озаботившись раз- витием ШПД и его доступностью для населения, субсидировало граждан, выдавая ваучеры по $300, которые можно было потратить на подключе- ние к ШПД у выбранного абонентом оператора. А уж операторы должны были постараться, чтобы клиент вы- брал именно его. Кстати, что-то по- добное по идее было сделано у нас с поддержкой отечественного авто- производителя через деньги за ути- лизацию старой машины. Практика прямой поддержки производителя – хоть “АвтоВАЗа", хоть “Ростеле- кома" – гораздо менее эффективна... Виктор Классен Сошлюсь на коммерциализацию ГЛОНАСС, с которой наше пред- приятие связано с первых шагов. Надо тиражировать этот положитель- ный опыт, внедрять через спутнико- вые терминалы Ка-диапазона техно- логию “Умного дома", которая может помочь в коммерциализации спутниковых проектов в России и т.д., то есть расширять сферы приме- нения. Можно провести аналогию проекта “Триколор" и РСС-ВСД. Если “Три- колор" был организован как опера- тор, обязанный предоставлять пакет бесплатных и пакет платных телека- налов, то тут также должен быть опе- ратор, который поддерживается госу- дарством и одновременно предостав- ляет услуги на коммерческой основе. Для снижения срока окупаемости проекта РСС-ВСД или ему подобного нужно уйти от схемы “эксклюзивный оператор на территории РФ – конеч- ный пользователь", а использовать традиционную схему с работой на данном рынке профессиональных операторов спутниковой связи с уче- том их интересов, то есть с учетом на- правления лучей на те регионы, ко- торые оператор считает наиболее ком- мерчески перспективными. Калью Кукк Государство должно частично финан- сировать создание космического сег- мента и средств управления спутни- ками, а также ряд НИОКР. При этом срок окупаемости должен составлять до пяти и менее лет. Тогда остальные расходы ложатся на частный бизнес, то есть на операторов. Решение все- гда есть, если его искать, в данном случае надо точнее считать окупае- мость, в том числе с учетом, напри- мер, и косвенных доходов на госу- дарственном уровне, как создание до- полнительных рабочих мест и т.п. 5. В то же время известны проекты, которые полностью поддержаны бюджетным финансированием. На- пример, низкоорбитальная система передачи данных “Гонец” и система релейных спутников “Луч”, которые разрабатываются и дорабатывается уже не одно десятилетие. Суще- ствует ли потребность в этих спутни- ковых системах сегодня и в буду- щем? В чем причина, что для одних проектов вопрос коммерциализации и не ставится, а для других проектов он является определяющим? Валентин Анпилогов Уже много раз писали о том, что “Гонец” – морально устаревшая си- стема еще при своем рождении и сде- лать из “Гонца” современную, а тем более перспективную систему невоз- можно. Да и спутники “Луч” – тоже странная программа. Это показатель того, что программа развития косми- ческой отрасли в “Роскосмосе”, как уже отмечено выше, формируется по принципу: не что надо в перспективе, а что можем, то делаем. А получается, что можем воспроизводить только по- завчерашний день. Основы этих про- ектов зародились еще в СССР. И нет, видно, сил или желания в “Роскос- мосе” изменить эту ситуацию. Сергей Пехтерев Система “Гонец” является для меня и, насколько я понимаю, не для меня одного большой загадкой и ярким примером поддержки отечественного производителя, бессмысленной по эффективности и беспощадной к отечественному потребителю. С “Лучами” чуть проще, это техно- логическая связь между различными КА на орбите, но тоже не очень вос- требованная сегодня. В целом, учи- тывая 20-летний разрыв в подго- товке инженерных кадров для ра- кетно-космической индустрии, во- прос их подготовки стоит очень остро, а учиться им надо на чем-то практическом, как я, например, клеил ракеты в кружке при город- ском доме пионеров. Поэтому я рас- сматриваю эти проекты именно в таком “учебном" ключе, в рамках подготовки новых инженерных кад- ров для отрасли. Виктор Классен Вразумительного ответа на этот во- прос нет. Государство, безусловно, финансирует те проекты, которые важны для силовиков (Министерство обороны, МЧС, МВД), даже если коммерческая отдача от этих проектов невелика. Но почему это должно фи- нансироваться из средств, изначально предусмотренных для развития граж- данских систем, – ответа нет. 33 2013 СПУТНИКОВАЯ СВЯЗЬ И ВЕЩАНИЕ

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw