Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2013
Калью Кукк Спутники “Луч” прежде всего пред- назначаются для обеспечения дву- сторонней широкополосной связи с подвижными космическими, назем- ными и морскими объектами: кораб- лями ВМФ, космическими аппара- тами и пилотируемыми комплексами (МКС и др.), а также для передачи телеметрической информации с раз- гонных блоков и верхних ступеней ракет-носителей. Поэтому разра- ботка и запуск этих спутников фи- нансируются за счет бюджета. Из какого бюджета финансировать – военного или гражданского? Не знаю. Бюджет есть бюджет. Можно задать и такой вопрос: какова оку- паемость участия в МКС? По-другому обстоит дело с системой “Гонец", которая первоначально за- думывалась как коммерческая гло- бальная многоспутниковая система связи с использованием низкоорби- тальных спутников с организацией передачи информации по принципу электронной почты. Система “Гонец" родилась на волне увлече- ния конверсией на основе военных спутников “Стрела", не имея ярко выраженной потребности. К сожале- нию, сегодня ничего низкоорбиталь- ного для гражданского назначения у нас нет. А проектов низкоорбиталь- ных систем в 1990-х гг. было много, они были более дорогостоящими, зато с разумным сроком окупаемо- сти, и значительно большими воз- можностями. Желание модернизировать систему и обеспечить с помощью системы “Гонец” предоставление телефонной связи едва ли сбудется. Это спутнико- вый “долгострой". Потенциальными пользователями системы “Гонец" в ос- новном являются государственные структуры, в том числе силовые ве- домства. То есть система живет за счет бюджетных средств. В этих усло- виях принято решение о финансиро- вании ее за счет средств “Роскосмоса" под названием “Гонец-Д1М". 6. Одной из основных программ, в которой имеется упоминание о средствах спутниковой связи и ве- щания, является Федеральная кос- мическая программа. Однако все, что известно об этой программе, сводится к обеспечению запусков спутников. Получается странная си- туация. Программа имеет граждан- ское назначение, но ее содержание является некой тайной, как и рас- пределение и реализация работ. Не считаете ли вы, что такая закры- тость только вредит развитию кос- мических технологий в России? Ка- залось бы, именно перспективные в техническом и технологическом плане проекты, направленные на развитие космической отрасли и расширение использования ре- зультатов космической деятельно- сти, то есть проекты типа РСС- ВСД, должны поддерживаться Фе- деральной космической программой по аналогии с подобными програм- мами, проектами, НИРами, поддер- живаемыми, например, Европей- ским космическим агентством и от- крытыми для всех заинтересован- ных сторон? Валентин Анпилогов Секретность в области гражданских проектов в Федеральной космической программе, видимо, связана с тем, что стыдно их представить на все- общее обозрение. Особенно в сопо- ставлении с программами, поддержи- ваемыми ЕКА. Конечно, проекты типа РСС-ВСД должны быть в Феде- ральной космической программе, по- скольку Минкомсвязь, как показало развитие ситуации с РСС-ВСД, не имеет потенциала для реализации по- добных проектов. Сегодня очевидно, что передача проекта от “Роскосмоса" в Минкомсвязь на его начальном этапе была сомнительным решением. И конечно, к реализации таких систе- мообразующих проектов должно быть повышенное внимание госу- дарства. Михаил Симонов Взаимодействие “Роскосмоса" и Минкомсвязи в рамках ФКП с целью реализации перспективных спутниковых проектов, например проектов экспериментальных спутни- ков, предназначенных для отработки и внедрения новых технологий спут- никовой связи и вещания, представ- ляется необходимым. Фактор риска спутникового оператора при заказе спутников с новой архитектурой по- лезной нагрузки неизбежно возрас- тает, однако продолжение закупок проверенной, но не самой современ- ной зарубежной продукции только увеличит отставание показателей до- ходности российских спутниковых операторов от лидеров мирового спутникового рынка услуг. Эти фак- торы необходимо учесть при опреде- лении программы финансирования проектов создания перспективных КА связи и вещания в РФ на период после 2020 г. Сергей Пехтерев Свое мнение о том, что и как поддер- живать, я озвучил выше, что каса- ется Федеральной космической про- граммы и принципов распределения и освоения средств внутри нее, на данный момент лучшими экспертами здесь являются Следственный коми- тет и генпрокуратура, а я лучше воз- держусь от комментария... Виктор Классен Должна быть полная открытость, привлечение Казахстана, Белорус- сии, других стран СНГ. Закрытость, конечно, вредит – результаты рас- пределения работ, тендеров, самих исследований должны быть публич- ными. Освоение космических технологий, в том числе миллиметрового диапазона и их активный экспорт, необходимо. Ведь общеизвестно, что те страны, которые будут владеть космическими прикладными технологиями, будут иметь абсолютные технологические преимущества. Ставить крест на про- ектах типа РСС-ВСД – это, как го- ворили при СССР, антигосударст- венная деятельность. Калью Кукк Дело не в закрытости развития кос- мических технологий, а в том разде- лении функций между ведомствами, которое существует в России. По су- ществующему положению вопросы построения сетей связи, в том числе и РСС-ВСД, являются прерогативой администрации связи, то есть Мини- стерства связи и массовых коммуни- каций РФ. А необходимого коорди- нирующего органа нет. В Советском Союзе даже крупные гражданские системы строились на основе реше- ний Военно-промышленной комис- сии. В настоящее время ведомствен- ные решения никем не координи- руются и чаще всего не учитывают необходимости привлечения отече- ственной промышленности и наличия Министерства промышленности и торговли. И почти все покупается за рубежом. По моему мнению, спутни- ковая связь – это дело не “Роскос- моса", хотя его доля должна быть чрезвычайно высока в создании и развитии в России перспективных космических технологий для реализа- ции космического сегмента спутнико- вых сетей. l 34
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw