Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2013

35 2013 СПУТНИКОВАЯ СВЯЗЬ И ВЕЩАНИЕ – Александр Владиславович, в но- ябре 2012 г. “Ингосстрах" застра- ховал на год все действующие спут- ники серии “Экспресс-АМ". Как исчисляется остаточная стоимость спутников? – Исчисление остаточной стоимости КА для целей страхования осуществ- ляется ФГУП “Космическая связь" по специальным методикам с учетом их амортизации. В некоторых слу- чаях, когда происходит страховая выплата по частичной гибели КА, учитывается и сумма выплаты. – Отличается ли процедура страхо- вания российских спутников от обычной процедуры страхования на орбите действующих зарубежных спутников? – Принципиальное различие заклю- чается в различии законодательств. Западные (европейские) страхова- тели имеют право непосредственно обращаться к страховому брокеру с поручением на размещение риска за- пуска или орбитальной эксплуата- ции КА среди андеррайтеров миро- вого страхового рынка, имеющих требуемый рейтинг финансовой устойчивости. После этого страхо- вой брокер, проведя переговоры с андеррайтерами и получив их согла- сие, формирует защиту, соответ- ствующую требованиям страхова- теля по цене, полноте покрытия и надежности страховщиков. В рос- сийском законодательстве установ- лено, что страхователь имеет право заключить договор страхования только с российскими страховыми компаниями, а если он является ка- зенным предприятием или ФГУП, то должен провести конкурс по вы- бору страховщика. Далее уже стра- ховщик, выигравший конкурс, пору- чает страховому брокеру провести размещение риска на международ- ном и российском страховых рын- ках и сформировать перестраховоч- ную защиту, соответствующую усло- виям договора страхования. Таким образом, на Западе каждый андер- райтер отвечает только по своей доле риска, а в России страховщик отвечает по всему риску. – В последние несколько лет было несколько неудачных запусков рос- сийских РН. Эти неудачи повлияли на сумму страхования на россий- ском рынке и на зарубежном? – Наверное, имеется в виду не стра- ховая сумма – она зависит только от стоимости объекта страхования, а страховые тарифы и котировки. В этом случае можно сказать, что такое влияние есть и оно тем суще- ственнее, чем больше отказов и ано- малий отмечено на том или ином об- разце космической техники. После очередной аварии РБ “Бриз-М" за- падные андеррайтеры существенно уменьшили свои доли в российских проектах и подняли тарифы, однако ГК НПЦ им. Хруничева были пред- приняты очень грамотные действия по смягчению ситуации. Для запад- ного страхового рынка была сделана подробная презентация анализа при- чин аварий. Открытость в обсужде- нии этих причин с международными экспертами, убедительный план работ по контролю за качеством из- готавливаемой космической техники и подтверждение правильности при- нятых решений несколькими поло- жительными запусками “Протон-М + Бриз-М", позволили разрядить си- туацию. – Какие виды страхования вообще используются в космической от- расли. Можно ли, например, застра- ховать риски невозврата инвестиций? – При страховании космической дея- тельности обычно используются сле- дующие виды страхования: l Страхование имущества – ракеты- носители, разгонные блоки, космиче- ские аппараты, орбитальные стан- ции, пилотируемые и грузовые кос- мические корабли и другие космиче- ские объекты могут быть застрахо- ваны от полной и частичной гибели на этапах изготовления, транспорти- ровки, предстартовой подготовки, за- пуска и орбитальной эксплуатации. l Страхование ответственности – страхуется ответственность запус- кающих государств и организаций за ущерб, причиненный имуще- ству, и вред, нанесенный жизни и здоровью третьих лиц по всему миру, произошедший в результате падения отделяющихся частей ракет-носителей при их запусках, а также при неуправляемом спуске и падении на землю КА, РБ и других космических объектов. l Страхование потери выручки (до- хода) – страхуется потеря выручки коммерческими организациями, ко- торую те не получили вследствие отказов космической техники. Примеров страхования рисков невоз- врата инвестиций пока нет, но над этим видом страхования интенсивно работают страховщики как за рубе- жом, так и в России. – Какие самые удачные и самые не- удачные страховые случаи для стра- ховщика и страхователя имели место за 45-летнюю историю “Ин- госстраха"? – Любой страховой случай – это все- гда неудача как для страховщика, так и для страхователя. И для обоих это проблемы, связанные с установлением истинных причин аварии и работа с производителями космической техники по недопущению впредь таких случаев. l С трахование спутниковых систем связи и вещания ТЕНДЕНЦИИ Александр Подчуфаров, вице-президент ОСАО “Ингосстрах"

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw