Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2013

– Фонд “Сколково" существует уже 2 года. Было ли запланиро- вано создание кластера космиче- ских технологий и телекоммуника- ций изначально или это веяние вре- мени, и он возник в процессе фор- мирования фонда? Какие цели были сформулированы для косми- ческого кластера? – В принципе сам фонд “Сколково" возник по веянию времени. Косми- ческие технологии – это одно из пяти направлений приоритетного модернизационного развития, одоб- ренных президентской комиссией по модернизации в 2009 г. Пять на- правлений, которые поддержала ко- миссия по модернизации, включают в себя ядерные, биомедицинские, информационные технологии, тех- нологии энергосбережения и косми- ческие технологии. Так что космос как направление задумывался изна- чально. В дальнейшем появилось указание на телекоммуникационные технологии. По этим пяти направле- ниям Россия, безусловно, конкурен- тоспособна. Цели деятельности всех пяти кла- стеров примерно одинаковы, раз- ница только в определенных акцен- тах. Все кластеры работают над раз- витием инновационной среды за счет поддержки проектов и компа- ний, работающих на рынке высоко- технологических продуктов. Однако каждый из пяти наших целевых “макрорынков" развит по-разному. Например, рынок информационных технологий уже сложился, достиг определенной зрелости. Поэтому ос- новная задача сколковского IT-кла- стера – это обеспечение отбора наи- более интересных проектов из плот- ного потока “самотека", при этом наши коллеги имеют возможность отбора действительно лучших из лучших. В космическом кластере ситуация несколько иная: в России малый и средний бизнес работать “с космосом" только начинает, иннова- ционная активность стартапов в этом направлении не развита. По- этому в наши задачи входит не только поддержка приходящих к нам самостоятельно инноваторов и их проектов, но и работа с иннова- ционной средой в целом. Последняя задача включает в себя, например, взаимодействие с федеральными ор- ганами власти, разработку про- граммных документов на будущее и т.п. Применительно же к подбору участников проекта “Сколково" перед нами стоит задача не столько отбирать (как в более “массовых" кластерах), а скорее собирать пер- спективные бизнес-продукты, вы- являть перспективные бизнес- команды из того, что уже представ- лено на нашем пока еще молодом рынке. Можно сказать, что мы не отсеиваем – мы взращиваем. – Претерпевают ли изменения за- дачи космического кластера? – Задачи, которые ставились перед кластером космических технологий, остаются прежними. Возможно, у нас несколько сместились акценты в том смысле, что до сих пор мы, не будучи уверены в готовности “кос- мических" инноваторов работать в наших форматах, менее избира- тельно подходили к проектам из смежных областей, типа того же те- лекома. В настоящий момент мы на- блюдаем устойчивый поток заявите- лей по космической тематике, и к смежным проектам относимся более строго, настаивая на отчетливой космической специфике. В целом все проекты, с которыми работал кластер за все время своего существования, можно разделить на две группы. Пользуясь маркетинго- вой терминологией, мы их относим к upstream- и downstream-проектам. Upstream – это создание самой тех- ники, необходимых компонентов, комплектующих, программных ре- шений для космоса, а также отчасти и для авиации. Downstream – это все, что относится к целевому ис- пользованию космических средств и результатов космической деятельно- сти – съемок Земли из космоса, на- вигационных полей, каналов связи… Словом, upstream – это то, что мы выводим наверх, а downstream – то, чем мы занимаемся внизу, на 52 ТЕНДЕНЦИИ К ластер космических технологий и телекоммуникаций фонда “Сколково”: вчера, сегодня, завтра Дмитрий Пайсон, директор по развитию кластера космических технологий и телекоммуникаций фонда “Сколково" * * Фото Евгения Погонина

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw