Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2013
Ф акультет радио- техники и ки- б е р н е т и к и МФТИ – один из старейших на физтехе – приложил много сил для выполнения программы развития МФТИ как национального исследо- вательского университета. Ключевым проектом факультета является разработка, проектирова- ние, строительство и эксплуатация интегрированного центра инфор- мационных и телекоммуникацион- ных технологий (рис. 1). Здесь объединены следующие основные части: l спутниковый хаб iDirect Infinity 5IF (США, штат Вирджиния), имеющий возможность одновре- менной работы в C-, Ku-, Ka-диа- пазонах, с пятью геостационар- ными ИСЗ; l гибридный суперкомпьютер на базе процессоров Intel и NVidia, “заточенный" под моделирование в области биоинформатики и фар- макологии, геофизики и систем реального времени; l ситуационный центр с развитыми средствами 2D- и 3D-визуализации, обработки и интерпретации резуль- татов моделирования; l несколько высокотехнологичных лабораторий, организованных ба- зовыми кафедрами факультета ра- диотехники и кибернетики. Центр создается в основном на средства программы “Националь- ный исследовательский универси- тет" МФТИ, а также на средства гранта Правительства РФ, полу- ченного ведущим ученым Intel В.М. Пентковским (в настоящее время в создание центра вложено около 176 млн рублей). При разработке и создании интегри- рованного центра информационных технологий мы преследовали три ос- новные цели: 1) Учебная – студенты-старшекурс- ники должны научиться работать с “живой" аппаратурой, современ- ного, высочайшего уровня антен- нами (не только зеркальными, но и ФАР), передатчиками различных диапазонов, приемниками и усили- телями, модемами, в том числе с ре- кордными скоростями передачи, с суперкомпьютерами, с различ- ными устройствами и методами ви- зуализации результатов моделиро- вания и эксперимента. Студенты должны научиться разра- батывать “типичные" варианты всех этих устройств, должны, как и в физтеховском курсе общей фи- зики, пройти целый “лабник" – набор лабораторных работ, кото- рые позволяют четко понять, как работают современный радиолока- тор или устройство космической связи. Другой набор учебных задач – дову- зовская подготовка школьников, олимпиады и т.д. силами физтехов- ской заочной физико-технической школы, имеющей соответствующий мандат от Минобразования, а также дистанционное чтение лекций (в ду- плексном режиме и режиме мульти- каста) ведущими профессорами мира; физтех планирует в ближайшее время привлечь (associate professor) более 400 профессоров из универси- тетов, имеющих выдающиеся дости- жения в разных научных сферах. 2) Научная – студенты-старшекурс- ники, аспиранты и преподаватели должны разрабатывать в лаборато- риях, научно-образовательных центрах факультета радиотехники и кибернетики МФТИ новейшие ан- тенны, в том числе активные циф- ровые ФАР, различные типы радио- локаторов, приемники и передат- чики, особенно в диапазоне 30–300 ГГц, моделировать и оптимизиро- вать их параметры на имеющихся и будущих суперкомпьютерах. Спутниковый хаб iDirect позволяет создавать творческие коллективы – межуниверситетские, интернацио- нальные, обеспечивает доступ к су- перкомпьютерам удаленных пользо- вателей, а также доступ к базе знаний физтеха. Научные семинары и кол- локвиумы (межуниверситетские) очень просто организуются благодаря 56 ТЕНДЕНЦИИ И нтегрированный центр IT МФТИ Сергей Гаричев, декан факультета радиотехники и кибернетики МФТИ, д.т.н. Виктор Классен, генеральный директор ЗАО “Радиокомпания “Вектор", д.т.н., профессор Юрий Чекушкин, зам. декана факультета радиотехники и кибернетики МФТИ по развитию
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw