Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2013
П о статистике, с каждым годом становится все больше людей, которые не мыслят свою жизнь без Интернета: для мно- гих Глобальная сеть уже давно стала и инструментом для работы, и средством для общения и развлече- ний, и источником жизненно важ- ной информации. В отсутствие до- ступа к ней пользователи чувствуют себя потерянными и обделенными, и даже могут впадать в депрессию. Можно себе представить, каково приходится пассажирам российских поездов, особенно на маршрутах дальнего следования, которые зача- стую вынуждены мириться с отсут- ствием широкополосного интернет- доступа на протяжении всего пути. Впрочем, подвижный интернет-до- ступ нельзя рассматривать лишь как дополнительный сервис: ведь он позволяет не только создать более комфортные условия пассажирских перевозок, но и существенно повы- сить эффективность системы без- опасности на железнодорожном транспорте. В частности, с его помо- щью можно развернуть в поездах внутреннее телевидение для пред- упреждения опасных ситуаций (на- пример, внезапных возгораний или противоправных действий), а также при необходимости организовать пе- редачу данных из движущегося по- езда в учреждения здравоохранения для оказания медицинской помощи. Реализация подобных возможностей может существенно повысить конку- рентоспособность и стоимость бренда транспортных перевозочных компаний. М обильная недостаточность Отсутствие возможности интернет- подключения даже в самых совре- менных и комфортных фирменных поездах у многих вызывает резон- ное недоумение, особенно на фоне новостей о достижении какого-то немыслимого уровня проникнове- ния мобильной связи, декларируе- мого российскими сотовыми опера- торами. Однако необходимо отда- вать себе отчет в том, что покрытие сетей GSM и других, более моло- дых стандартов сотовой связи в странах с большой территорией и низкой плотностью населения, таких как Россия, далеко не сплош- ное. На большинстве участков, по которым проходят железнодорож- ные пути, поле покрытия либо вовсе отсутствует, либо слишком мало. При этом стены вагонов дополни- тельно ослабляют сигналы – в сред- нем затухание составляет 24–25 дБ. А при близком расположении базо- вых станций к железнодорожному полотну возрастает негативное влия- ние эффекта отражения сигналов базовых станций от вагонов по- движного состава. К тому же при высокой скорости перемещения або- нентского терминала (например, мо- бильного телефона или ноутбука с 3G-модемом) относительно базовой станции качество мобильной связи ухудшается и даже возможны ее об- рывы из-за сбоев в работе систем синхронизации GSM и некоторых других стандартов. При перемещении на поездах значи- тельные трудности возникают и в части обеспечения мобильного хен- довера (от англ. handover), то есть передачи сессии абонента от одной базовой станции к другой без нару- шения и потери обслуживания. Большинству мобильных телефонов для этой процедуры требуется ми- нимум 6 с, однако из-за высокой скорости движения поезд может преодолевать зону хендовера бы- стрее, чем это необходимо для нор- мальной работы. Для обеспечения качественного сервиса очень трудно подобрать оптимальные размеры зоны перекрытия полей соседних базовых станций. Кроме того, до- плеровский сдвиг частоты при высо- ких скоростях движения поезда от- носительно базовых станций вызы- вает проблемы при демодуляции сигнала, а также помехи из-за мно- голучевости ввиду рассогласования приемопередающих трактов. Все перечисленные нюансы значи- тельно осложняют проектирование сетей мобильной связи вдоль желез- ных дорог, особенно с учетом плохо прогнозируемого количества або- нентов на конкретных участках в конкретный период времени. Для решения этих проблем Междуна- родный союз железных дорог (Union Internationale des Chemins de fer – UIC) совместно с Европей- ским институтом стандартов связи (European Telecommunications Stan- darts Institute – ETSI) создал в 1992 г. проектную организацию EIRЕNE (European Integrated Rail- way radio Enhanced Network), кото- рой было поручено разработать новый единый стандарт мобильной связи специально для железнодо- рожного транспорта. Но и этот стандарт, получивший название GSM-R (GSM for Railways), имеет ряд объективных ограничений и технологических недостатков. К тому же он подразумевает строи- тельство специальной выделенной сети мобильной связи непосред- ственно вдоль железнодорожных путей. Подобный способ, в частно- сти, реализует для Китайских же- лезных дорог компания Huawei, од- нако это очень затратный проект. С путник в помощь Не получается решить задачу обес- печения поездов интернет-досту- пом посредством наземных комму- 76 УСЛУГИ Ш ПД дальнего следования Денис Прибылов, специалист по реализации услуг ООО “РуСат"
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw