Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2013
никаций, значит нужно поискать удачи в космосе. Однако и в слу- чае применения технологий спут- никовой связи возникает ряд про- блем. Основная сложность кроется в том, что на скоростном транс- порте могут устанавливаться лишь специальные спутниковые антенны с обтекаемой низкопрофильной конструкцией, которая обладает малым ветровым сопротивлением. Однако такие антенны требуют большей информационной избы- точности, что снижает эффектив- ность канала связи, поскольку при неизменной информационной ско- рости увеличивается используемая им полоса частот. Кроме того, во время движения поездов сигнал спутника периоди- чески блокируется естественными и искусственными препятствиями, такими как деревья, холмы, горы, туннели, здания и элементы си- стемы электрификации железных дорог. Во время проведения те- стов в одной из европейских стран при движении поезда со скоро- стью около 180 км/ч блокировка сигнала продолжительностью около 5 мс возникала в среднем каждые 635 мс. Для России, где наведение на спутник осуществ- ляется с небольшими углами, про- блема блокировки сигналов осо- бенно актуальна. К тому же не стоит забывать о проблемах, вы- ходящих за технологические рамки и лежащих в плоскости ре- гулирования. Ведь в случае ис- пользования спутниковой связи на маршрутах международного со- общения неизбежно возникают сложности легализации сервиса в каждой отдельно взятой стране на пути следования поезда. Безусловно, современные спутни- ковые технологии позволяют по- высить помехоустойчивость широ- кополосного канала связи посред- ством всевозможных технологиче- ских ухищрений, таких как специ- альные методы помехоустойчивого кодирования канала (например, метод перемежения сигнала на пе- редачу и обратный процесс на приеме). Однако это значительно усложняет и удорожает проектиро- вание спутниковых систем связи. Гораздо более эффективным спо- собом организации ШПД на по- ездах является комбинация спут- никовых технологий и наземных каналов связи на базе GSM, 3G и Wi-Fi. З емля и космос Технология комбинированного ин- тернет-доступа в поездах активно развивается в Европе: в 2007 г. была разработана ее концепция, а уже с декабря 2010 г. в коммерческую экс- плуатацию были запущены ШПД- сервисы на 57 поездах, курсирующих по территории Франции, Германии, Люксембурга и Швейцарии. В ны- нешнем году аналогичные услуги были запущены на поездах в Ита- лии, а в скором времени они могут появиться также в Испании, Порту- галии, Великобритании и Канаде. В отличие от Запада, отдавшего предпочтение комбинированному методу, и Востока, сделавшего ставку на GSM-R, в России до сих пор не выбрано единое техническое решение для оказания услуг ШПД в поездах, поэтому отечественные операторы связи запускают пилот- ные проекты с применением различ- ных технологий. Но по мере про- движения в регионы с малоразвитой инфраструктурой сотовых сетей они также все чаще склоняются в пользу комбинированного подхода. Напри- мер, компания “МегаФон" со- вместно с “Российскими железными дорогами" тестирует интернет-до- ступ на нескольких фирменных по- ездах и в скоростных “Сапсанах" только через наземные сети на ос- нове технологии 3G, но на маршру- тах, где отсутствует развитая 3G- сеть, к проекту подключатся спут- никовые операторы “РуСат" и “СТЭК.КОМ". В частности, реше- ние “спутник плюс наземный доступ через технологию 3G" будет тести- роваться в поезде “Жигули", курси- рующем между Москвой и Сама- рой, а также в поезде “Лотос", пу- тешествующем между Москвой и Астраханью. Более ранние тесты по маршрутам Москва – Климов, Москва – Адлер, Москва – Екате- ринбург и Москва – Мурманск по- казали, что доступность сервиса ШПД при использовании комбина- ции спутниковых технологий и 3G в среднем составляет 90%. П олоса препятствий Сдерживающими факторами внед- рения комбинированного ШПД на железнодорожном транспорте яв- ляются дороговизна спутникового оборудования и сложность его ин- сталляции с точки зрения соблюде- ния всех жестких требований к без- опасности движения транспорта. Но участники телеком-рынка сходятся во мнении, что эти препятствия не являются непреодолимыми. Особый оптимизм внушает то, что суще- ствующая нормативная база уже позволяет осуществлять подобные проекты хотя бы на основе частных решений регулятора, а кроме того, государство все больше осознает не- обходимость перехода на обобщен- ные решения. В частности, в сен- тябре 2011 г. Государственная ко- миссия по радиочастотам суще- ственно упростила операторам ис- пользование радиочастот в диапазо- нах GSM-1800 и Ku для оказания услуг подвижной радиосвязи на транспорте. Главная же причина медленного развития ШПД на же- лезнодорожном транспорте кроется отнюдь не в регуляторике, а в бо- язни внедрения новых технологий и отсутствии видения перспектив со- ответствующих проектов у россий- ских операторов связи. l 77 2013 СПУТНИКОВАЯ СВЯЗЬ И ВЕЩАНИЕ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw