Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2013
О дно из перспектив- ных направлений развития спутни- ковых телекоммуникационных тех- нологий связано с созданием VSAT- систем, позволяющих организовы- вать широкополосные каналы связи в сети подвижных терминалов [1]. Работа терминалов в движении поз- воляет решать задачи непрерывного управления и мониторинга различ- ных мобильных средств, макси- мально соответствовать современным требованиям по комфортности жиз- необеспечения и оперативности доступа абонентов к информации. Существующие средства связи, пред- назначенные для работы на подвиж- ных терминалах, далеко не всегда способны обеспечить требования, предъявляемые к телекоммуника- ционному сервису, в частности из-за высокой стоимости канала связи, низкой пропускной способности либо малости зоны обслуживания. В связи с этим развитие телекоммуникацион- ных технологий, ориентированных на организацию связи в движении, представляется своевременным и ак- туальным направлением совершен- ствования техники связи. Необходи- мость повышения пропускной спо- собности каналов связи, например, в морских приложениях связана с ро- стом служебной информации для ап- паратуры электронной картографии, оборудования безопасности и судо- вых “черных ящиков”, ведения доку- ментооборота, разного рода связи по экстренным вопросам, проведения досугового времени экипажа и пасса- жиров и т.д. Сравнительный анализ эффективно- сти существующих узкополосных си- стем подвижной связи (Inmarsat, Iridium, Thuraya) и подвижных ши- рокополосных VSAT-систем C- и Ku- диапазона показывает [2], что эконо- мическая выгода от использования VSAT наступает при объемах переда- ваемой информации примерно более 385 Мбайт/мес. При этом учитыва- ется высокая стоимость оборудова- ния VSAT, что объясняется главным образом сложностью систем стабили- зации и слежения антенн. О собенности спутникового канала связи подвижного VSAT Для систем спутниковой связи с объ- ектами, находящимися в движении, в общем случае не применимы подход и решения, используемые для спут- никовых систем связи фиксирован- ной службы. В частности, в рекомен- дации ITU-R P.681 отмечается, что на распространение радиоволн для сухопутных подвижных систем связи в отличие от фиксированной службы большое влияние оказывает мест- ность, что снижает процент готовно- сти средств мобильной связи. В связи с чем для проектировщиков систем наибольший интерес представляет диапазон готовности от 80 до 99%. Основными факторами, влияющими на появление дополнительных потерь при распространении радиосигнала, характеризующими канал мобильной связи, являются: 1. Потери при распространении сиг- нала в тропосфере из-за воздействия атмосферных газов, дождя, тумана, облаков. Влияние особенно сказыва- ется при малых углах места и на ча- стотах примерно выше 10 ГГц. 2. Влияние тропосферной турбулент- ности, атмосферной многолучевости. 3. Влияние ионосферы. 4. Затенение возвышенностями, зда- ниями, деревьями, туннелями, вол- нами и т.д. 5. Многолучевость от подстилающей поверхности – земли, моря и т.д. Влияние особенно проявляется в слу- чае использования слабонаправлен- ных антенн и на относительно низ- ких частотах. Указанные причины приводят к ухудшению распространения радио- волн, при этом канал связи, в первую очередь для морских и аэронавига- ционных спутниковых трасс, описы- вается законом Райса – Накагами. Известные результаты натурных ис- пытаний спутникового канала связи с подвижными объектами в Ku-диа- пазоне, проведенными зарубежными 82 УСЛУГИ С остояние и перспективы развития подвижного VSAT Мобильное сообщество требует мобильные услуги. Михаил Диденко, научный сотрудник ООО “НПО "Релком", к.т.н. Игорь Столяров научный сотрудник ООО “НПО “Релком", к.т.н. Алексей Шкиттин, генеральный директор ООО “НПО “Релком"
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw