Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2013
причем в наибольшей степени это проявляется для низкопрофильных антенн. З аключение Крупнейшие мировые операторы спутниковой связи начали предостав- лять VSAT-услуги спутниковой по- движной службы связи наравне с услугами спутниковой фиксирован- ной службы связи в С- и Ku-диапа- зонах частот, что способствует кон- вергенции служб связи на междуна- родном рынке. В ближайшие годы для подвижных абонентов будут раз- вернуты системы Ka-диапазона. Имеющиеся проблемы, связанные с согласованием работы мобильных си- стем в приграничных и прибрежных зонах, с целью недопущения возмож- ного их влияния на работу систем связи фиксированной службы посте- пенно разрешаются администра- циями связи стран-участниц ITU. На ближайшей сессии WRC планиру- ется рассмотреть возможности упро- щения процедуры получения разре- шения на работу корабельных и дру- гих мобильных систем, в том числе в портах иностранных государств. В перспективе представляется акту- альным дальнейшее развитие между- народных систем подвижной VSAT- службы, использующих националь- ные, межнациональные и корпора- тивные спутниковые ресурсы и на- земные технические средства. В России выпущены соответствую- щие международным требованиям решения ГКРЧ, регламентирующие построение подвижных систем спут- никовой связи, ведутся работы в рамках развития технических реше- ний и исследования, направленные на соответствие и совместимость рос- сийских и международных правил частотного использования. Но в целом темпы роста подвижных си- стем VSAT в России заметно отстают от развитых стран, что объясняется целым комплексом проблем и нега- тивных тенденций, существующих в стране и отрасли: 1. Слабая техническая база отрасли связи, как производящей составляю- щей, так и эксплуатирующей. Отсут- ствие собственного производства практически всех компонентов систем подвижного VSAT: антенных систем, каналообразующей аппаратуры, на- дежного СВЧ-оборудования и, как следствие, необходимость закупки по импорту. Таможенные пошлины и транспортные расходы существенно повышают стоимость оборудования и, следовательно, услуги в целом. Без собственного производства кон- курентоспособного связного радио- оборудования в полном объеме ника- кого уверенного роста отрасли быть не может. 2. Высокая стоимость оборудования подвижного VSAT, в первую очередь следящих антенных систем (стои- мость терминального комплекта может составлять $50–100 тыс.) и каналообразующей аппаратуры цент- ральной станции (HUB) – до $1 млн и более, а также действующих лицен- зий на оборудование. Массовое про- изводство оборудования и конкурен- ция должны снизить эту стоимость. 3. Катастрофическое состояние оте- чественной спутниковой группи- ровки, дефицит частотного ресурса. Монополизм владельцев спутников и соответственно высокие цены на кос- мический частотный ресурс. Отсут- ствие отечественных космических ап- паратов нового поколения. 4. Недостаточная развитость рынка в стране, обусловленная, в частности, наличием большого числа ограниче- ний, согласований, дополнительных сборов. 5. Инерционность регламентирующих и координирующих органов страны. 6. Особенности географического по- ложения страны – большие террито- рии, низкие углы места на геостацио- нарные ретрансляторы в совокупно- сти с наличием большого числа зате- няющих объектов (лесных террито- рий, горных массивов и т.д.). Л итература 1. Анпилогов В.Р. Особенности при- менения VSAT Ku в движении на море и на суше // Спутниковая связь и вещание. – 2012. 2. Report of iDirect: The Maritime VSAT Advantage: A cost analysis of VSAT broadband versus L-band. 2008. 3. Решение ГКРЧ № 12-15-05-6 от 2 октября 2012 г. Об использовании полос радиочастот в диапазонах 14/11–12 ГГц абонентскими зем- ными станциями спутниковой связи, устанавливаемыми на подвижных объектах. 4. Решение ГКРЧ № 11-12-01 от 8 сен- тября 2011 г. Об использовании полос радиочастот радиоэлектронными сред- ствами, обеспечивающими предостав- ление услуг связи сетями подвижной радиосвязи стандарта GSM-1800 на борту речных и морских (на внутрен- них водных путях) судов и железно- дорожном транспорте. 5. iDirect. Link Budget Analysis Guide. iDX Release 3.0. l № Производитель Наименование Рабочий Диаметр Внешние размеры Примечания антенны диапазон антенны, м (диаметр/высота), или G прм /G прд , дБ масса 1. ORBIT Communication AL-3601 Ku 33/34 1,06/0,36 м, 94 кг Тип – офсетная. BUC до 8 Вт 2. Systems Ltd. AL-3602 Ku 34/35,4 1,06/0,49 м, 96 кг Тип – офсетная. BUC до 8 Вт 3. Cobham Sea Tel Inc. TracStar iMVS920M Ku 33/34,5 1,45/1,14/0,30 м, 61,2 кг Тип – антенная решетка. BUC 25, 40, 80 Вт 4. TracStar iMVS920H Ku 35/36,5 1,52/1,30/0,36 м, 72,1 кг Тип – антенная решетка. BUC 25, 40, 80 Вт 5. Raysat Antenna StealthRay 2000 Ku 30/27 1,15/0,9/0,15 м, 28 кг Тип – антенная решетка. BUC 40 Вт 6. Systems StealthRay 5000 Ku 29,5/30 1,15/0,9/0,19 м, 36 кг Тип – антенная решетка. BUC 40 Вт 7. E-7000 Ku 35/36 1,3/1,3/0,3 м, 55 кг Тип – антенная решетка. BUC 40 Вт 8. ThinKom Solutions, Inc. ThinSat 300 Ku 31/36 1,5/1,0/0,11 м, 59 кг Тип – антенная решетка с раздельными ПРМ и ПРД системами. BUC 8 – 40 Вт О сновные характеристики низкопрофильных антенных систем VSAT для применения на сухопутных подвижных средствах Таблица 3 88
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw