Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2013
l средняя продолжительность пользо- вания Интернетом в поезде – 2,5 ч; l средний объем скачиваемой инфор- мации – 16,25 Мбайт на одного пользователя (за 2,5 ч). М ировой опыт предоставления услуги ШПД на высокоскоростных и скоростных поездах В настоящее время широкополосным доступом в Интернет оснащены вы- сокоскоростные поезда, курсирую- щие в Америке, Канаде, Японии, Ве- ликобритании, Германии, Италии, Франции, Бельгии, Нидерландах, Казахстане и других странах. Как показывает мировой опыт, осна- щение широкополосным доступом в Интернет высокоскоростных, ско- ростных и поездов дальнего следова- ния может происходить двумя спосо- бами: 1. Внутрипоездная беспроводная тех- нология Wi-Fi и доступ к наземной инфраструктуре через технологию 3G/4G/Wi-Fi. В странах Европы с хорошо разви- той инфраструктурой операторов со- товой связи, в частности на поездах Pendolino, которые курсируют по территории Финляндии, полностью охваченной сетями сотовой связи третьего (3G) поколения, для обес- печения услуг широкополосного до- ступа предусмотрено именно это тех- ническое решение, при котором обес- печивается доступ к сети Интернет со скоростью от 9,6 до 360 кбит/с на один канал. В январе 2003 г. пассажиры высоко- скоростных поездов железных дорог Швеции первыми в мире получили возможность доступа в сеть Интернет в реальном времени на маршруте Ге- теборг – Мальме – Копенгаген. Затем в Великобритании компания- оператор GNER применила техноло- гию Iсomera на магистрали Восточ- ного побережья в поездах сообщения Лондон – Лидс – Эдинбург. В Японии беспроводная связь появи- лась в 2009 г. в поездах, обращаю- щихся на линии Токайдо Синкансен по маршруту Токио – Осака. Помимо операторов высокоскорост- ных и дальних сообщений, над обес- печением связи в поездах работают также компании пригородных и ре- гиональных перевозок. 2. Внутрипоездная беспроводная тех- нология Wi-Fi и доступ к наземной инфраструктуре через технологию VSAT/3G/4G/Wi-Fi (комбиниро- ванное решение). В поездах Thalys сообщения Париж – Брюссель – Амстердам компания 21Net, европейский интернет-провай- дер, организовала спутниковый до- ступ в Интернет для пассажиров ско- ростных поездов. В решении доступа в Интернет от компании 21Net (см. 21net.com ) пас- сажиры поездов имеют доступ в Ин- тернет по сети Wi-Fi, организован- ной в вагонах. На станциях поезд подключается к местным беспровод- ным сетям широкополосного до- ступа, а в пути трафик идет через спутник. На крыше поезда установ- лены спутниковые антенны. Также компания 21Net оснастила услугой широкополосного доступа в Интернет на основе технологий 2G/3G/4G покрытия сети GSM, беспроводной технологии Wi-Fi и спутниковой технологии VSAT, по- езда итальянской компании NTV – первого частного оператора пасса- жирских перевозок на высокоско- ростной железнодорожной сети Ита- лии на поездах AGV.Italo. Запуск данной услуги в коммерческую экс- плуатацию был успешно произведен в апреле 2012 г. на итальянских же- лезных дорогах, на самых протяжен- ных маршрутах: Венеция – Рим (с остановками в Падуе, Болонье и Флоренции), Милан – Рим (с оста- новками в Болонье и Флоренции), а также между девятью итальян- скими городами (всего 12 станций). Консорциум компаний Orange и Eu- telsat реализовал услугу широкопо- лосного доступа в Интернет на основе интегрированного решения на 52 по- ездах французских железных дорог SNCF на восточном направлении: Париж – Берлин, Париж – Лозанна. Это решение планируется распро- странить на все скоростные направле- ния французских железных дорог. В Казахстане для предоставления Интернета пассажирам высокоско- ростного поезда “Тулпар" сообще- нием Астана – Алматы – Астана, ис- пользован широкополосный канал спутниковых систем связи с зоной покрытия на всей территории Рес- публики Казахстан. Пропускная спо- собность канала до 2 Мбит/с. Внед- ряемая технология предусматривает использование технологии передачи данных Sky Edge. С остояние дел по оснащению ШПД в Интернет в России в настоящее время В России в настоящее время задача обеспечения доступом в Интернет на высокоскоростных поездах “Сапсан" и “Аллегро" решается на основе ис- пользования технологий сотовой по- движной радиосвязи третьего (3G) поколения, а также использования внутрипоездной сети беспроводного радиодоступа стандарта Wi-Fi. Операторами сотовой подвижной ра- диосвязи общего пользования ве- дется поэтапное внедрение систем широкополосного доступа третьего поколения (3G) и в перспективе чет- вертого поколения (4G), однако в ма- лонаселенных местностях, располо- женных по маршрутам движения пассажирских поездов, осуществле- ние полного покрытия проблема- тично и не обеспечивает необходи- мого качества для предоставления данной услуги. В ходе совместных испытаний ОАО “НИИАС" с заинтересованными компаниями с 2 по 4 ноября 2009 г. на маршрутах движения Москва – Санкт-Петербург – Бусловская, Москва – Нижний Новгород осу- ществлены проверки сетей сотовой подвижной радиосвязи операторов ОАО “Мобильные ТелеСистемы" (МТС), ОАО “МегаФон" и ОАО “ВымпелКом" (“Билайн"), а также протестированы средства спутнико- вой связи “Инмарсат” – станция Ex- plorer 250, показавшая низкую ско- рость передачи данных. На рис. 2 представлена карта покры- тия сетью сотовой связи GSM/UMTS оператора “МегаФон" (наилучший результат) на маршру- тах движения Москва – Санкт-Пе- тербург – Бусловская, Москва – Нижний Новгород. В ходе эксплуатационных испытаний в период с 26 июля по 1 августа 2010 г. были проверены технические ха- рактеристики и функциональные возможности двух VSAT-станций спутниковой связи Кu-диапазона: l спутниковой антенны OrTes AL- 3602-TxRx совместно с модемом EASTAR UHP-1000 через спутник NSS 12 (57 град. в.д.); l спутниковой антенны StarCarTM совместно с модемом Comtech-570L через спутник Intelsat-904 (60 град. в.д.). На рис. 3 представлена карта покры- тия спутниковой связью VSAT на маршрутах движения Москва – Санкт-Петербург – Бусловская, Москва – Нижний Новгород. Анализ испытаний средств спутнико- вой связи показал возможность при- менения данной технологии для ор- ганизации доступа к сети Интернет и 91 2013 СПУТНИКОВАЯ СВЯЗЬ И ВЕЩАНИЕ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw