Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2014

станции, использование энергии ветра, приливов и отливов и др. В автомобилестроении вместо двига- телей внутреннего сгорания внед- ряются электродвигатели. Проблема – длительная зарядка аккумуляторов большой емкости. Одним из направ- лений является замена бензина био- топливом. Однако этот путь нельзя признать перспективным. И не по- тому, что он не даст положительных результатов. Покушение на биоре- сурсы приведет к сокращению их оборота в сфере продуктов питания человека, а это усугубит положение в мире с недоеданием. Таким обра- зом, мы стакиваемся со следующей проблемой – хронической нехваткой продовольствия для населения мира. Важнейшей проблемой является сбе- режение и правильное использование пресной воды. Пресная вода через не- которое время может стать биржевым товаром. Несмотря на интенсивные работы по технологии опреснения морской воды, проблема еще далека от своего решения ввиду пока еще вы- сокой энергоемкости. Россия обладает большими запасами пресной воды. Однако частые загрязнения рек за счет выбросов вредных веществ про- мышленных предприятий стали уже недопустимыми. Поэтому необходимо решать задачу непрерывного конт- роля качества пресной воды, особенно вблизи крупных городов. По числу метеоспутников и спутни- ков ДЗЗ Россия существенно отстает от передовых космических держав и в основном вынуждена платить валю- той за остро необходимые сведения. О б арктическом регионе Арктический регион мира, несмотря на свое ледяное безмолвие, играет су- щественную роль в жизнедеятельно- сти по крайней мере трех континен- тов Земного шара. Кроме всего про- чего, Арктический регион обладает огромными запасами углеводородов (около трети мировых запасов), и их утилизация становится ближайшей задачей. Воздушные трассы, проло- женные над Северным Ледовитым океаном, позволяют сэкономить не только время, но и дорогостоящее авиационное топливо. Значительные территории Арктики принадлежат Российской Федерации. Несмотря на всестороннюю значи- мость этого региона, он хуже всего обеспечен спутниковой связью, нави- гацией, метеонаблюдением и монито- рингом. Для геостационарных спутни- ков Арктика практически недоступна. Уже в течение последних десятиле- тий разрабатываются различные про- екты по созданию спутниковых и других систем для арктических ре- гионов, однако ни один из них не по- лучил практического воплощения. Принципиально задача может быть решена с помощью использования группировки высокоэллиптических спутников, либо группировки низко- орбитальных аппаратов. Одним из последних проектов, который под- держивается Российским космиче- ским агентством, является проект “Арктика". Он построен из двух под- систем с разными орбитальными структурами: подсистемы радиолока- ционного мониторинга “Арктика-Р" и подсистемы гидрометеорологиче- ского наблюдения “Арктика-М". Од- нако реализация этого проекта до- вольно призрачна. Как правило, ни один из предложенных ранее про- ектов, обеспечивающих информа- ционное освоение Арктического ре- гиона, не был реализован из-за отсут- ствия рентабельности или больших сроков окупаемости. Как показано ниже, более целесооб- разным является создание глобаль- ной системы спутниковой связи и мо- ниторинга, которая охватывает Арк- тический регион, решая насущные и перспективные задачи. Активно рассматривается проект “Российская трансарктическая ка- бельная система" (РОТАКС) по предложению ЗАО “Поларнет про- ект". Это линия, прокладываемая вдоль российского Северного побе- режья. Первоначальные сроки про- кладки – 2013–2014 гг. Эти сроки уже перенесены на 2015 г. На первом этапе предполагается про- ложить 6 пар волокон для соедине- ния Англии, Японии, Китая и Рос- сии. Кабельные станции намечено разместить в Бьюде (Англия), Мур- манске, Владивостоке, Анадыре и Токио. Стоимость прокладки без от- ветвлений должна составить около $1 млрд. К рискам проекта отно- сятся: надежность линии, трудности финансирования, конкуренция. По предложению ряда российских предприятий рассматривается проект возрождения тропосферной радиоре- лейной системы “Север". Кстати, ликвидация этой системы была боль- шой стратегической ошибкой. Теперь ее восстановить в прежнем виде не- возможно. А если строить новую тро- посферную линию, то это надо де- лать с учетом современных достиже- ний в области тропосферной связи. О низкоорбитальных спутниковых системах Перечисленные комплексные про- блемы спутниковой связи и монито- ринга лучше всего решаются с помо- щью низкоорбитальных спутников. Как показал опыт, низкоорбиталь- ные системы связи имеют низкую рентабельность. В конце прошлого века было разработано около 20 раз- личных проектов таких систем, в том числе в России – “Сигнал", “Росте- лесат", “Гонец", “Коскон", “Коскон- Файсат", “Элекон-СТИР", “Урал". Однако беспрецедентный размах сотовой связи похоронил все эти проекты. Действующие в настоящее время низ- коорбитальные системы “Глобал- стар" и “Иридиум" в сумме имеют менее 1 млн абонентов. Поэтому про- ектировать низкоорбитальную си- стему только для связи представ- ляется в настоящее время экономиче- ски нецелесообразным. Естественно возникает предложение о совместном использовании низко- орбитальных систем для связи и мо- ниторинга. Первым к практической реализации комбинированных низкоорбитальных спутниковых систем обратилась ком- пания Iridium Satellite LLC. Модер- низированный Iridium в версии Irid- ium-NEXT предполагает частичный мониторинг в интересах NASA, На- ционального управления по океанам и атмосфере США и Министерства обороны США. Вторичная нагрузка мониторинга атмосферы и космиче- ских объектов имеет массу 50 кг. По- требление бортовой аппаратуры мо- ниторинга – 50 Вт (максимальная – 200 Вт), скорость передачи данных – 1 Мбит/с. Запуск Iridium NEXT на- мечен начиная с 2015 г. Второй подобной системой может стать проект LEO SAT COURIER (LSC) германской фирмы SATCON GmbH. Разработку глобального, ис- ключительно телекоммуникацион- ного коммерческого проекта LEO SAT COURIER (LSC) германская фирма SATCON GmbH начала еще в конце 1990-х гг. После подключения к работе над проектом российской компании “МАРС – Системы радиолокации" и других российских организаций воз- можности проекта LSC были расши- рены. Сейчас этот проект предпола- гает создание и коммерческую экс- плуатацию глобальной телекоммуни- кационной спутниковой системы 39 2014 СПУТНИКОВАЯ СВЯЗЬ И ВЕЩАНИЕ

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw