Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2014

A brief analysis of the deve- lopment of satellite broad- band market. Considered consumer properties of the service provided. С ложности формирования рынка На Западе предоставление спутни- ковых услуг ШПД частным пользо- вателям началось давно, и опера- торы уже накопили солидный опыт в этом направлении. Известные американские сервисы Exede (ViaSat), Gen4 (HNS) и, конечно же, евро- пейский Tooway (добравшийся и до нашей страны) создавались специ- ально для массового сегмента. Наи- более активно спутниковый ШПД развивается в Северной Америке, привлекая до десятков тысяч под- писчиков в месяц. Успешный мировой опыт таких крупнейших спутниковых операто- ров, как ViaSat, HNS, Eutelsat и др. доказывает, что спутниковые технологии имеют огромный потен- циал в массовом сегменте рынка, решая и социальные задачи [1]. К слову, в западных странах высок уровень развития как спутниковых, так и наземных технологий. Каж- дая технология нашла свою нишу, и зачастую они даже объеди- няются, формируя эффективные комбинированные решения. Коли- чество подписчиков широкополос- ных спутниковых сервисов при этом нисколько не снижается, а, наоборот, растет. Яркий тому при- мер – результаты работы операто- ров спутникового ШПД в Северной Америке. Общее число подключе- ний спутникового ШПД приблизи- лось к миллиону частных абонен- тов. Что касается России, то здесь до недавнего времени спутникового ресурса не хватало для нормаль- ной работы с массовым рынком, а потенциальные клиенты даже не подозревали, что можно пользо- ваться Интернетом через спутник. Поэтому как такового массового рынка спутникового ШПД у нас не было. Однако год назад ситуа- ция изменилась: развитие про- ектов на рынке частных пользова- телей стало возможным благодаря появлению космических аппаратов с хорошими техническими харак- теристиками и достаточным коли- чеством качественного спутнико- вого ресурса. Это в совокупности с особенностями работы сетей мас- сового обслуживания позволило приступить к практической реали- зации спутникового ШПД. В ян- варе 2013 г. в России начали за- пускаться проекты организации спутникового ШПД, которые от- личались уже доступными ценами на оборудование и низкими тари- фами. Именно эти проекты дали старт развитию массового направ- ления в области спутниковых услуг связи и расширили для пользователей возможности вы- бора. И как ни странно, не только в тех регионах, которые изна- чально считались проблематич- ными с точки зрения развития на- земных сетей. П отребности абонентов Итак, в 2013 г. сложились все усло- вия, необходимые для того, чтобы услуга спутникового ШПД стала востребованной. Во-первых, произошло рекордное снижение стоимости оборудования. Не так давно стоимость комплекта оборудования для организации дву- стороннего спутникового Интер- нета была на уровне 50 тыс. руб., потом никак не снижалась ниже от- метки в 25, но теперь на рынке по- явились и другие предложения – с минимальной ценой комплекта от 8 тыс. руб. (вполне доступная цена для широкого круга пользовате- лей). Во-вторых, та же тенденция сниже- ния наблюдается в тарифах: сего- дня безлимитные спутниковые та- рифы начинаются от 299 руб. в месяц, а при работе по трафику стоимость 1 МГбайт может начи- наться от 35 коп. Другими словами, операторы предлагают очень даже доступные цены. Следует отметить особо, что поль- зователям стали доступны безли- митные тарифы без ограничения трафика. Это произошло благо- даря изменению политики работы ГПКС, сделавшей удобнее про- 88 УСЛУГИ С путниковый Интернет: новые возможности Satellite Internet: new opportunities Представлен краткий анализ развития рынка спутникового ШПД. Рассмотрены потребительские свойства предоставляемой услуги Светлана Шабалина, заместитель генерального директора по коммерческой деятельности ООО “РуСат" Svetlana Shabalina, Director of Commercial Departmen Ключевые слова: спутниковый ШПД Keywords: satellite broadband УДК 621.396.677; 629.783

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw