Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2014
90 цедуру межоператорских расчетов (теперь расчеты ведутся по арен- дуемой на транспондере полосе, а не по переданному трафику, как это было ранее). Важным послед- ствием этого изменения стало то, что российские операторы полу- чили больше возможностей для продвижения услуги, поскольку теперь у них нет необходимости ориентироваться на европейские тарифы. Другая сторона вопроса – ожида- ния абонента. Какие условия должны быть соблюдены, чтобы услуга стала востребованной? Чего хотел бы частный пользователь, рассматривающий возможность по- купки VSAT-станции для организа- ции доступа в Интернет? По сути, требования клиента очень просты и естественны. Во-первых, пользователю нужен широкий пря- мой канал передачи данных (чтобы скорость доступа была высокой), а ширина обратного канала должна позволять как минимум общаться по Skype с нормальным качеством видео. Во-вторых, оборудование должно легко монтироваться и на- страиваться, чтобы при желании пользователь мог сам выполнить все манипуляции и сразу же выйти в Сеть. В-третьих, нужны уже ставшие стандартными услуги – просмотр видео, общение в соци- альных сетях (в том числе с ис- пользованием видеосвязи), Web- серфинг, возможность работать удаленно с офисными программами и корпоративной почтой. В-четвер- тых, важно получать качественную надежную услугу (без разрывов со- единения), причем зачастую за го- родом, где плохо работают мобиль- ные технологии доступа в Сеть, куда не дотянулось оптоволокно и где спутниковая связь оказывается настоящим спасением. Наконец, все вышеперечисленное должно со- четаться с недорогими и понятными тарифными планами. Вывод напрашивается сам собой: спутниковые операторы, которые максимально учитывают в своей ра- боте требования клиентов и предла- гают обслуживание высокого уровня, получают конкурентное преимущество в частном сегменте рынка и в перспективе даже смогут соперничать с операторами фикси- рованной и мобильной связи. Ч то дальше? Огромные темпы роста рынка смартфонов свидетельствуют о том, что современные пользователи хотят иметь отличный доступ в Ин- тернет круглосуточно и независимо от того, находятся ли они в настоя- щий момент в зоне действия мо- бильной связи, есть ли возмож- ность подключиться к фиксирован- ной сети или нет. Поэтому спутни- ковые технологии обращают на себя все больше внимания и можно говорить о том, что использование их потенциала имеет отличные пер- спективы. Конечно, есть у спутниковой связи и слабые стороны. Так, всем из- вестна зависимость пропускной способности канала от погоды (это свойство всех спутниковых си- стем), а стабильность связи при этом является очень важным фак- тором для абонента. Однако опера- торы связи знают эту особенность спутниковых каналов и подстрахо- вываются, используя оборудование с так называемой адаптивной кодо- вой модуляцией. Такое оборудова- ние автоматически изменяет пара- метры в зависимости от уровня помех и делает связь стабильной. Причем вопреки устоявшемуся мне- нию о ненадежности спутниковой связи следует отметить, что объ- ективное сравнение по реальному коэффициенту готовности каналов оказывается в пользу спутниковых каналов 1 . Сейчас рынок спутникового ШПД для частных пользователей яв- ляется наиболее перспективным на- правлением в отрасли связи и одно- временно находится на начальном этапе развития. Прогнозируемый стремительный рост рынка связан в том числе с более активным освое- нием Ка-диапазона, с запуском новых спутников и с расширением территории предоставления услуг. В течение июля – сентября 2013 г. число активных абонентов в рос- сийском сегменте спутникового ШПД увеличилось с 4671 до 6035 домохозяйств, а прирост абонент- ской базы составил 1364 домохо- зяйства (29,2%). Таким образом, можно говорить о том, что уже почти 16 тыс. человек в России пользуются услугой спутникового ШПД в 2013 г. Это достаточно динамичный рынок, и операторам, которые на нем рабо- тают, придется прилагать немало усилий для привлечения внимания целевой аудитории и продвижения сервиса, выбирая правильные ка- налы донесения информации. Пре- имуществом при этом будет обладать решение, которое способно сочетать в себе высокое качество связи, низ- кие цены, простоту подключения, максимально дружественный сервис, и которое будет поддержано эффек- тивной маркетинговой политикой. Развитие рынка спутникового ШПД уже вызвало обострение конкурен- ции: стали активнее операторы фик- сированной связи, поскольку они также заинтересованы в расширении сферы влияния на территориях с платежеспособным населением. Выбор той или иной технологии ор- ганизации ШПД будет зависеть от экономической выгоды для абонента. В случаях, когда выгоды от исполь- зования спутниковой связи по стои- мости тарифов будут соизмеримы с наземным доступом, пользователи все чаще будут голосовать за спутни- ковые технологии. Со временем эта тенденция будет усиливаться, по- скольку развитие спутниковых тех- нологий уже сегодня приводит к по- явлению более совершенных спутни- ков [2] и соответственно доступных по цене решений. Спрос на услугу спутникового ШПД при этом будет высок не только в отдаленных рай- онах, но и в центральной части Рос- сии – а именно вокруг крупных го- родов, где не всегда стабильно рабо- тает мобильная 3G. Существенную роль спутниковый ШПД может иметь и при реализации многих задач государственного значения, особенно это очевидно при внимательном ана- лизе географической карты России, тем более что затраты на обеспечение одного домохозяйства спутниковым ШПД значительно ниже любой иной технологии [1, 2]. Л итература 1. Connecting America: The National Broadband Plan. [online]. Доступ через http://www.broadband.gov/down- load-plan/. 2. Анпилогов В.Р. Спутниковый ШПД и цифровое равенство // Технологии и средства связи. – 2013. – № 1. – С. 58–62. l 1 В соответствии с рекомендацией МСЭ-R S.1806: Показатели готовности для гипотетических эталонных цифровых трактов фиксиро- ванной спутниковой службы, работающих на частотах ниже 15 ГГц.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw