Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2015

космического сегмента в проекте РСС-ВСД. Но не только сотрудни- чество в области космического сег- мента, но и в части земного сегмента встречало ограничения. Например, в середине 2000-х гг. компания СИТЭС подписала соглашение с Gilat о совместной разработке и производстве в России систем VSAT. Но правительство Израиля не одобрило этот проект, и он, есте- ственно, не состоялся. На протяжении 1949–1994 гг. со- трудничество стран NATO с СССР, а затем и с Россией в области высо- ких технологий, которые потенци- ально являются технологиями двой- ного назначения, регулировалось и контролировалось организацией CoCom. Если CoCom и прекратил свое существование в 1994 г., то экспортный контроль средств во- оружения США в виде ITAR (Inter- national Traffic in Arms Regulations, US) продолжал активно действовать не только относительно продукции США, но и продукции всех стран NATO. Применительно к системам спутниковой связи ITAR ограничи- вает поставки всех электронных комплектующих, не только класса Military, но и классов Space и ча- стично Industrial. Россия фор- мально не входила в число стран, изначально перечисленных в ограничительном перечне. Надзор- ные структуры США смотрели на закупки элементной базы для кос- мической индустрии России с повы- шенным вниманием, но без фана- тизма ограничений (закупки состав- ляли сотни миллионов долларов, а в целом до нескольких миллиар- дов), что позволяло им контролиро- вать процесс развития российской космической отрасли. К Китаю отношение было иное. Китай практически изначально был ограничен со стороны США, да и всех стран NATO, в своем доступе к современным космическим техно- логиям. С начала 1990-х гг. специа- листы из Китая активно перенимали опыт еще советских специалистов. Результат – сегодня, через 20 лет, Китай может самостоятельно про- изводить компоненты спутников связи и самостоятельно запускать спутники на геостационарную ор- биту. В 2014 г. начались переговоры представителей России с Китаем о поставках комплектующих элемен- тов для российских космических си- стем. И, видимо, эти переговоры приведут к практическим шагам. Поскольку за год до этого, в августе 2013 г., европейская компания TAS, которая в предыдущие годы могла поставлять спутники в Китай на ос- нове платформы Spacebus (см. табл.), получила указание от США не поставлять спутники в Китай, в том числе для запуска. Основание для такого решения – в составе Spacebus есть комплектующие из разряда лицензируемых ITAR для экспорта из США. Ранее космиче- ские платформы Spacebus входили в перечень, свободный от ограниче- ний ITAR. Госдепартамент (в стиле Псаки) сообщил – ранее такие эле- менты для TAS поставлялись компа- ниями США по ошибке, обуслов- ленной сложностью понимания пра- вил ITAR. Р еалии сегодняшнего дня В 2014 г. начался процесс измене- ния правил ITAR для компаний США при экспорте космической техники. Основанием послужило то, что компании, не относящиеся к космической отрасли США, полу- чали освобождение от ограничений ITАR (например, TAS), и их конку- рентное преимущество в поставках космических систем стало очень за- метно. Космическая промышлен- ность США, по оценкам их анали- тиков, теряла в год уже до $2 млрд. Сегодня поставка спутников выве- дена из списка потенциальных во- оружений ITAR в разряд коммерче- ского экспертного контроля. Но для иностранных потребителей элемент- ной базы космического назначения, произведенной в США, ничего не изменилось. Тем более что новые правила остав- ляют право окончательного решения о поставках спутников за президен- том США, запуск спутников с амери- канским участием требует лицензи- рования со стороны Госдепа США. Следует осознать руководителям российской космической отрасли и отрасли связи, что санкции – это надолго, а ограничения на поставку и тем более участие в реальном на- учно-техническом процессе разви- тия высоких технологий были и будут всегда со стороны США и стран NATO. В Китае эту истину осознали 20 лет назад. Выросло целое научно-техни- ческое поколение. Если посмотреть материалы научно-технических кон- ференций, то заметно нарастающее участие китайских специалистов. Это один из основных прорывов Китая – создание собственной ин- теллектуальной научно-технической базы для создания и развития самых современных технологий. К сожалению, в отличие от Китая, в России в 1990-е гг. и до сего дня идет обратный процесс. Слово “раз- работка" вызывает аллергию у наших экономически-финансовых менеджеров от науки, а слово “ин- женер" вообще лучше не произно- сить "в приличном обществе". Про- изошла сильнейшая деградация вузов. Анализ подавляющего боль- шинства публикаций в научно-тех- нических журналах вызывает как минимум удивление своим содержа- нием и отсутствием современных направлений исследований, в част- ности, в области спутниковых си- стем связи и вещания. При этом следует отметить, что базовое обра- зование (математика, физика и т.п.) сохраняется на достаточном уровне, а вот прикладное, связанное с со- временными технологиями и систе- мами, практически сведено к нулю. 27 2015 СПУТНИКОВАЯ СВЯЗЬ И ВЕЩАНИЕ С путники, свободные от ограничения ITAR (данные первоисточника FAA) Таблица 1

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw